Как московские сыщики учились у бурятских, чтобы узнать секрет стопроцентной раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений
В 70 - 80-е годы бурятская милиция переживала свои золотые годы. Постоянное усовершенствование методов работы и практически фанатичная преданность делу привели к стопроцентной раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений.
К 90-летию создания милиции в Бурятии о первых громких преступлениях, раскрытых бурятскими операми, о первой оперативной съемке и легендах сыска рассказали «Информ Полису» Виктор Викторович Приеменко, председатель совета ветеранов МВД по Бурятии, и Аркадий Семенович Шуляк, председатель совета ветеранов Управления уголовного розыска МВД.
Резонансные преступления прошлых лет
Виктор Викторович Приеменко работал в системе МВД более 30 лет. Прошел все ступени карьерного роста – от простого инспектора до заместителя министра МВД. Много лет проработал кадровиком, и кадровиком, говорят, он был строжайшим.
- Образование – это не тот главный критерий, по которому принимали на работу. Главное – это личность сотрудника, неподкупность, преданность профессии, моральные и деловые качества. Иногда ведь попадают случайные люди, окунаются в эту рутину и не выдерживают, - говорит Виктор Викторович. – А в наше время были фанатики, которые шли в милицию по зову сердца и работали день и ночь, не считаясь со своими потребностями, со своим личным временем…
В конце 70-х - начале 80-х годов в Бурятию даже приезжали перенимать передовой опыт бурятских милиционеров. Про нашу республику писали в журнале «Советская милиция», ставя улан-удэнцев в пример.
- Савостин, Булгаков, да много их, всех даже и не перечислишь. Вот это были опера от природы. Добивались раскрытия всех преступлений, даже очень неочевидных. Помню, в 80-м году ребятишки купались в Уде и нашли мешок. А там – расчлененное тело девушки. Первая «расчлененка» в Бурятии, представляете, какой резонанс! Девушка оказалась студенткой ВСТИ. Перед убийством ее изнасиловали. Были проверены все взаимосвязи девушки.
Преступником оказался… ее преподаватель, с которым она писала курсовую. У него нашли улики, и он сознался в содеянном. Его приговорили к расстрелу… - вспоминает Виктор Викторович. – Было тогда в милиции такое отделение – по особо важным делам. Его возглавлял Баландин Юрий Андреевич.
Отделение, рассказывает собеседник, раскрыло и другое преступление, прогремевшее на весь Советский Союз. Кто-то с земли выстрелил по вертолету, пролетающему над тайгой. Пуля попала летчику в голову, он был убит, вертолет упал. Спустя время преступника нашли, им оказался охотник, которому показалась очень заманчивой идея проверить себя в меткости на живом человеке…
«Политинформация»
Приеменко рассказывает, раньше и милиция, и преступники были совсем другие.
- Работал в охране общественного порядка, курировал спецучреждения милиции – ИВС (изоляторы временного содержания) и все вытрезвители республики. Вот уж головная боль была, вот уж одно время намучились с побегами из ИВС… Начальника отдела охраны даже освободили от должности из-за них, - говорит Виктор Викторович.
В 1992 году в Бурятию приехал первый президент России Борис Ельцин. И в этот же день в Баунтовском районе сбежали заключенные – скандал!
- Сбежали путем подкопа под дежурной частью. Когда выехали на место, я у дежурного спрашиваю: «Ты как со стулом в подкоп-то не провалился? Как не услышал-то, как у тебя под стулом роют землю?», - вспоминает пенсионер. - А в другом ИВС сокамерники отломили ножку у кровати, и сделали из этой ножки сверло. Этим прутиком сделали четыре дырки в стыке бруса.
Труху собирали, выкидывали в парашу, а чтобы дырку видно не было, газету прикрепили. Когда дежурный приходил проверять, они читали газету вслух. Дескать: «Ну а что? У нас политинформация идет, просвещаемся». И ведь высверлили дыру 20 сантиметров высотой и 37 шириной – ну как в эдакое окошечко четыре человека вылезло?
Задержал 2,5 тысячи карманников
Аркадий Семенович Шуляк рассказывает, что ему посчастливилось прийти в уголовный розыск советского отдела милиции в 1975 году.
- Именно что посчастливилось, мне повезло работать под началом умнейших и очень талантливых руководителей, - говорит Аркадий Семенович. –Алексей Николаевич Сутурин, Борис Никодимович Батурин, Николай Кузьмич Булгаков, Владимир Иванович Сергеев – и это далеко не все. Это люди недосягаемые, вложившие душу и сердце в работу подразделения уголовного розыска. Все мы работали по зову сердца, не из-за зарплаты. Говорить о материальных благах было не принято, да и смешно.
Раскрытие преступлений – это именно коллективная работа, подчеркивает Шуляк. Исключение составляет только человек, ставший сейчас легендой сыска. Леонард Михайлович Чикаш, оперуполномоченный, специализировавшийся на карманных кражах. За годы работы он в одиночку задержал с поличным 2500 (!) воров.
- Вы понимаете, что значит «задержать с поличным»? Это поймать в тот момент, когда рука преступника в кармане жертвы, а в руке – кошелек. Если иначе, то воришка может успеть скинуть свою добычу и доказательной базы в суде не будет, следовательно, наказания он не понесет. А теперь вдумайтесь, как это – поймать две с половиной тысячи «щипачей» именно в этот момент! – восхищается Аркадий Семенович.
В те годы «карманников» было гораздо меньше, чем сейчас, однако это были профессионалы высокого класса, стоящие в воровской иерархии не на последнем месте.
- Чикаш знал всех «щипачей» в лицо, соответственно, и он был узнаваемой для них личностью. Так вот, для того, чтобы его не узнали, он использовал целый маскарад: грим, парики – все брал в театре, - вспоминает Шуляк.
- Иной раз с трамвая спускаешься на остановке, приглядишься к бомжу – ба, да это ж Леонард Михалыч! – смеется Приеменко. – Посмотришь, никогда не скажешь, что это инспектор уголовного розыска, приличный человек. Какие-то немыслимые телогрейки, валенки, парики, бороды – внешность менял кардинально. Просит иногда побыть «уткой», дает авоську, кошелек. Не успеешь до конца ряда на рынке пройти, а он уже кого-то поймал с поличным.
Леонард Михайлович первым в бурятской милиции стал использовать оперативную съемку.
- Тогда о видео-то не знали, это была киносъемка, - говорит Аркадий Семенович. – Он приспособил портфель, вставил туда кинокамеру. Тогда в суде такая съемка не являлась доказательной базой, он снимал просто для внутреннего пользования, для себя.
В 1977 году в Бурятии появилась первая фальшивая купюра. Ее преступник сбыл вечером в киоске на площади. Позже по Улан-Удэ стали «гулять» и другие фальшивки того же автора.
- Тогда в техническом плане все по-другому было. Эти фальшивки были не напечатаны, а… нарисованы от руки. Вот такой талантливый художник решил заработать таким неординарным способом, - улыбается Виктор Викторович.
Лучший период жизни
С какой ностальгией, с какой любовью рассказывали мои собеседники про милицию тех лет, про чьи успехи знал весь Советский Союз. С благодарностью и уважением вспоминают своих коллег и наставников, большинство из которых, увы, уже нет в живых.
- Все мы прожили в милиции определенный жизненный этап и всегда считаем, что это самый сладкий кусок торта, который жизнь нам послала. И сегодня мы могли бы встать в строй, если потребуется, - уверенно говорит Аркадий Семенович.
К работе относились с фанатизмом и невероятной преданностью и остро чувствовали любую несправедливость.
- Это чувство справедливости, наверное, то необходимое качество, которым должен обладать сотрудник. Этим качеством обладали мои коллеги Александр Львович Гейнеман, Федор Иванович Кондрашкин, Григорий Георгиевич Ненкин, Владимир Николаевич Шмаков и многие другие, - рассказывает Шуляк. - Как сейчас помню. Расследуешь дело, думаешь – вот, убил кто-то человека. А ведь убийца живет дальше. Ест. Спит. И думает, что останется безнаказанным. Его все равно нужно найти, пусть это будет стоить бессонных ночей и потерянных выходных.
Фото: http://saratov.ru.
Общество
4201