МВД
4604

Новая реформа МВД. Какие изменения ждут правоохранительные органы

Страну всколыхнула весть о грядущей реформе МВД. Казалось, не так уж много времени прошло с момента, когда привычную советскую милицию переименовали в полицию, как бывший министр финансов Алексей Кудрин вдруг предложил по новой реформировать правоохранительные органы

 Нет, конечно, обратно полицию в милицию превращать не хотят. Все гораздо сложнее.

От реформы к реформе

Между прочим, та первая «полицейская реформа», по сути, еще и не закончена. Хотя по улицам городов и сел вовсю бодро разгуливают полисмены (правда, в милицейской форме), все отделения обзавелись новыми табличками, истрачены миллионы рублей, проведена аттестация, а личный состав сокращен на 22%.

Как признал на днях глава МВД Владимир Колокольцев, по крайней мере, первый этап реформы еще не оправдал всех возложенных на нее надежд. Впрочем, то, что реформа МВД забуксовала, очевидно всем. Вопрос: что делать? И вот тут-то, словно снег на голову, обрушилась новость о том, что Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина (бывшего министра финансов России), вошедшего в общественный совет МВД, подготовил абсолютно новую концепцию реформы министерства.

 Авторы проекта предложили разделить правоохранительные органы на федеральный, региональный и муниципальный уровни. А МВД и ФСКН, как отдельные ведомства, вообще ликвидировать. «Функции МВД перераспределяются между полициями разных уровней и другими ведомствами», - объяснили представители Комитета гражданских инициатив (КГИ). Над проектом, как сказал Алексей Кудрин, долго трудились эксперты из Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с фондом «ИНДЕМ».

Полиция станет «клиентоориентированной»

Согласно задумке, федеральная полиция будет расследовать тяжкие дела и бороться с оргпреступностью. Региональной поручат заниматься нетяжкими делами. Ну а на долю муниципальных полисменов ляжет обязанность по регистрации правонарушений и проведению профилактических мероприятий. Отметим, что это самый тяжелый участок – «работа на земле», где трудится основная часть рядовых полицейских.

СХЕМА

1. Федеральный уровень – на базе СК. Расследование тяжких дел. Аналог ФБР.

2. Региональный – на базе следствия и дознания МВД, следственного аппарата ФСКН, ОМОН и ГИБДД. Расследование дел средней тяжести.

3. Местный уровень (шерифский). На базе ППС, участковых уполномоченных, дежурных частей. Профилактика и регистрация.

Как считают авторы проекта, полиция в результате этой реформы должна стать «клиентоориентированной». То бишь «клиенты» смогут рассчитывать на то, что расследование преступлений перестанет быть формальным. Самое интересное, что практически то же самое обещали и накануне прошлой реформы, когда милиция была переименована в полицию.

Вышло не совсем так, как хотели. Что же нам сейчас так уверенно предлагает Комитет гражданских инициатив? Суть проекта реформы состоит в усилении подотчетности полиции местному населению, снятии препятствий для регистрации всех преступлений. Это, считают авторы, очень скоро приведет к «постепенной деформализации расследования».

Созданные на базе МВД, СК и ФСКН полиции трех уровней будут действовать в едином правовом поле. Но организационно они будут автономны друг от друга и ответственны перед гражданскими властями соответствующего уровня, а также местным населением (муниципалитета, республики - области и страны). Между прочим реформа тщательно копирует аналогичную систему трех уровней США. Там как раз и существуют муниципальные полисмены, полиция штата и ФБР.

Денежный вопрос: сократить и разделить

Но у США есть коренное отличие от России. Там были и есть деньги на реформирование. А у нашей страны денег немного. Правда, представители КГИ уверяют, что денег на реформирование не понадобится. Если быть точным, реформирование планируется в рамках существующего бюджета правоохранительных органов.

Однако такой оптимизм вызывает сомнения. Давайте внимательно приглядимся к проекту. Предлагается сократить другие подразделения (ОБЭП, штабы, инспекции ПДН и др.). Это должно привести к дальнейшему снижению численности и росту удельного финансирования, говорят авторы проекта. Стоит, к примеру, обратить внимание на сокращение нынешних штабов полиции. С одной стороны, их станет меньше. С другой - придется создавать штабы полиции новых уровней — региональной и муниципальной.

И, возможно, строить для них новые здания. А есть ли на это деньги? Кстати, именно об этом сказал министр МВД России Владимир Колокольцев. Он довольно четко отметил: новая реформа потребует дополнительных ассигнований, которых у его ведомства нет. Что бы ни говорили эксперты КГИ о «бесплатности» реформы, она все-таки потребует дополнительных денег. Но лишних денег в бюджете нет – премьер-министр Медведев на днях уже предупредил об этом министерства.

Что еще предлагает Алексей Кудрин?

 По данным Института проблем правоприменения, численность полиции в России составляет 547 полицейских на 100 тысяч жителей, а бюджетные расходы на одного полицейского — 20,4 тысячи долларов. В развитых странах (Западная Европа и США) численность полиции 155 - 370 полисменов на 100 тысяч населения, в Восточной Европе – 200 - 450. Именно на Восточную Европу и предлагают ориентироваться эксперты КГИ - 400 - 450 полицейских на 100 тысяч населения и около 40 тысяч долларов в год на одного полицейского.

Как этого достичь? На первый взгляд, это просто. Надо сократить штат полиции вдвое. Соответственно, нынешний бюджет МВД станет в два раза больше. Но это не лучший путь. Нечто подобное мы уже проходили, когда на улицах стало гораздо меньше патрульных и автоинспекторов. К чему это привело, лучше не вспоминать. Поэтому эксперты комитета не намерены «рубить с плеча». Они предлагают передать часть «непрофильных» подразделений в состав других служб.

Например, перебросить войска МВД в ведение Минобороны. Естественно, бюджет полиции облегчится. Но зато тут же значительно утяжелится «бюджет» военных. Будет ли при такой «переброске» выигрыш для государственной казны? Вряд ли… КГИ предлагает еще один вариант сокращения расходов. Это приватизация вневедомственной охраны, которая сократит полицию на 125 тысяч человек.

 В результате этого численность полиции снизится до искомой цифры в 449 человек на 100 тысяч населения. Хорошо. Но тогда возникает резонный вопрос: ведь после увольнения всей вневедомственной охраны численность полиции как раз достигнет европейского уровня 450 полицейских на 100 тысяч населения. Тогда зачем сокращать дальше?

Ведь, по концепции КГИ, этого делать нельзя. То есть уже нельзя переводить внутренние войска в Минобороны. Тем не менее проект говорит именно об этом и тем самым противоречит самой концепции. Как видим, это пункт сокращения пока еще явно не доработан.

Центр будет против?

Есть еще один аспект. Как отметили независимые эксперты, изюминка в проекте имеется. Это передача полномочий на региональные и муниципальные уровни, которые действительно могут усилить контроль за деятельностью правоохранителей. Сейчас все полномочия и ответственность сосредоточены в руках Москвы. Это неправильно.

Центр, конечно, могуч, но уследить за всем не в состоянии. Порой с места виднее. Так что инициатива Кудрина в этом аспекте довольно интересная, говорят эксперты. Но тут и возникают непростые вопросы. Центру надо будет отдать часть своих полномочий в регионы. А Москва на такие шаги всегда идет очень неохотно. Согласится ли центр на такую демократию? Непонятно.

Скорее всего, возникнет определенное аппаратное противодействие. Центральное МВД будет сопротивляться тому, что его полномочия значительно уменьшатся. Кстати, Владимир Колокольцев, комментируя проект, уже дал понять, что он не сторонник идеи Алексея Кудрина. Скорее всего, не в восторге будет и ФСКН, которая позиционирует себя как независимую федеральную структуру. Неодобрительно молчат пока внутренние войска и УВО.

Мнение с места

С удивлением воспринял проект Кудрина и наш собеседник, известный сотрудник МВД по Бурятии, бывший первый заместитель начальника Управления по борьбе с организованной преступностью, представитель Общественного совета МВД по Бурятии, полковник милиции в отставке Николай Рогалев.

- Я прочитал проект, предложенный Кудриным. Сразу скажу, вариант явно недоработан. Схема скопирована с США. Но Россия – страна другая, и слепо копировать американский вариант, я думаю, преждевременно. В США и народ другой, и полиция. Там менталитет совсем иной… Удивляет и то, что идею предложил Комитет гражданских инициатив, а не представители МВД. Думаю, все-таки было бы правильным, если в разработке реформы МВД участвовали сотрудники полиции, - сказал полковник Рогалев.

Возникают и другие вопросы – например, с переводом ФСКН.

- На данный момент я могу сказать, что проект еще очень «сырой». Возможно, после того, как он будет доработан, станет ясно, имеет ли он смысл. Да и в том случае эксперимент по реформированию следует проводить в отдельно взятом регионе, а не в целом по стране,

Пока неясности возникают и с финансированием проекта.

- Я понимаю, что богатые регионы России могут содержать свою муниципальную полицию. Но дотационным областям, краям и республике это не под силу. Их бюджет не потянет такую ношу. В свое время такой вариант уже был, когда создавали муниципальную милицию. Вскоре выяснилось, что местные бюджеты не в силах содержать подразделения, обновлять технику, выплачивать зарплату, - заключил Николай Рогалев.

Справка:

Николай Рогалев. После окончания Омской высшей школы милиции МВД СССР работал на оперативных должностях в МВД Республики Бурятия. В 1982 - 1983 годах лучший инспектор уголовного розыска МВД РБ. Работал в должностях начальника отдела по борьбе с преступными сообществами и уголовными авторитетами Управления по борьбе с организованной преступностью при МВД РБ, первого заместителя начальника Управления по борьбе с организованной преступностью при МВД РБ. Выезжал в зону проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Заслуженный юрист РБ. Награжден почетными грамотами МВД России, Республики Бурятия, Народного Хурала РБ, знаком «Отличник милиции». Полковник милиции в отставке.

Кстати, вопрос с местным финансированием, о котором сказал Рогалев, действительно вызывает интерес. А не сводится ли вся реформа к одной цели – переложить груз финансовой ответственности на плечи регионов? Как известно, зарплаты у сотрудников МВД большие. Уменьшать их нельзя. Но и платить такие суммы Москве, у которой появились финансовые проблемы, связанные с Сочинской Олимпиадой и наводнением на Дальнем Востоке, уже трудно. «Нефтегазовая труба», конечно, штука прибыльная.

Но денег на всех уже не хватает. А тут может выйти замечательный ход конем – перевод полиции на местный бюджет с сохранением зарплаты. А там уж, регионы, отдувайтесь сами. Не сможете справиться, спросим строго. Впрочем, это лишь наши догадки. Ну а что будет дальше, покажет начало 2014 года.

Фото: ttp://www.partbilet.ru.

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях