В Кяхте прошел уникальный судебный процесс о врачебной ошибке
Мечтали о малыше
Военная медсестра 28-летняя жительница города Кяхты Мария Петрова в браке семь лет. Все это время они с мужем мечтали о малыше. Однако предыдущие две беременности закончились неудачей. В последний раз на сроке 15 недель случился выкидыш. Мария Петрова тяжело переживала, однако решила не сдаваться. С мужем они приняли решение взять ребенка из детского дома. Уже подготовили документы, прошли проверку в органах опеки. Задержка менструального цикла на месяц происходила у нее и раньше. И когда в январе «эти» дни не наступили, она привычно обратилась к врачу.
- 5 февраля я пришла в медицинский центр «Берегиня», где специалист ультразвукового исследования Виктория Ядрова сообщила, что у меня беременность на маленьком сроке и есть угроза прерывания, - рассказывает она.
Уже имея печальный опыт невынашивания, она с заключением УЗИ немедленно обратилась к врачу-гинекологу в Кяхтинскую ЦРБ, где ей предложили экстренную госпитализацию. Из соображений сохранности беременности врачи не стали проводить ей более тщательный осмотр, только сделали забор анализов.
- Это была желанная беременность, я была несказанно рада, рассказала мужу, родным, подругам. Готова была сколько угодно находиться в больнице, хоть все 9 месяцев. Я разговаривала с малышом, — со слезами вспоминает Мария.
Женщине сразу назначили лечение: ставили уколы, капельницы. А 18 февраля она пошла снова к тому же врачу УЗИ на диагностику.
- На этот раз она меня заверила, что все хорошо, даже описывала размеры. Сказала, что плодное яйцо хорошо закрепилось, — говорит женщина.
По словам Марии, находясь в окружении беременных, она тоже испытывала реальные симптомы будущих мам: токсикоз, рвоту. Однако полной неожиданностью стал для нее третий визит на УЗИ 1 марта.
- Тот же врач сообщает мне, что у меня замершая беременность, плод не развивается, сердцебиения нет, ребенок умер. У меня истерика, слезы, — рассказывает Мария.
Ошеломленная трагической новостью, женщина наотрез отказалась идти на гинекологические процедуры, положенные в таких случаях. Она настаивала на повторном обследовании. Врачи ее пытались переубедить.
- Мне говорили: Маша, ты же сама медик, подумай, какие последствия могут наступить для тебя самой, — говорит женщина.
Вы не были беременны
Однако она была настроена решительно и на следующий день прошла платное УЗИ в частной клинике в Улан-Удэ. Причем у врача, профессионализм которой очень высоко ценится в медицинских кругах Бурятии.
- Меня осматривали очень тщательно, но заключение специалиста было однозначным: у вас наступает менструальный цикл и все данные свидетельствуют о том, что вы и не были беременны, — вспоминает она.
Мария была в состоянии шока, но и не доверять профессионалу у нее не было оснований. Улан-удэнский врач объяснила ей, что, поскольку ей пытались сохранить несуществующую беременность, давали комплекс препаратов, которые и оттянули менструацию. А когда лекарственную дозу снизили, организм стал возвращаться в привычный биологический ритм.
— Я говорю: тогда зачем я лежала целый месяц в больнице? Зачем мне сохраняли беременность, если ее не было? Ведь я жила этой надеждой, верила, что все будет хорошо! Какой же тогда плод внутри меня увидела кяхтинский врач? Я могу понять, если бы она мне сделала только одно УЗИ, но ведь я у нее три раза проходила осмотр! — вопрос за вопросом задавала возмущенная Мария.
Словно в тумане, заплаканная, она стояла на улице возле частной клиники и не знала, как сообщить все эти новости мужу, родным и коллегам, которые искренне за нее радовались и всячески ее поддерживали. Сразу после возвращения Марию выписали из больницы, смысла ее держать там не было.
— У меня было ужасное состояние, я понимала, что не могу выйти на работу, — говорит она.
В одночасье потеряв надежду стать мамой, Мария замкнулась. Ей даже потребовалась помощь психолога, которая сумела ее вернуть к жизни после тренингов и занятий.
— Она мне напомнила, что я ведь хотела с мужем взять под опеку малыша и нужно завершить начатое. И 27 марта мы забрали домой нашего Петьку. Боженька дал мне его. Это он меня вытащил из этого состояния, — ласково поглаживая двухгодовалого сынишку, говорит Маша.
Была беременна?
Мария не собиралась судиться с врачами. Однако на такое решение ее подтолкнуло поведение врача УЗИ, вселившего ей пустую надежду на материнство.
— Стала писать мне всякие сообщения, даже в «Одноклассниках» написала мне гадости. И ни слова извинений, хотя я готова была простить ее, списав ее некомпетентность на врачебную ошибку, — говорит Мария.
В сентябре она обратилась в суд с иском о компенсации морального вреда и причиненных нравственных страданий. К тому времени по данному факту были проведены проверка прокуратуры Кяхтинского района и служебная проверка Минздрава республики и Росздравнадзора. Заключение было однозначным — диагноз ложный, женщина не была беременна. Однако, несмотря на объективность ведомств, врачи МУЗ «Кяхтинская ЦРБ» продолжали настаивать в суде — Мария Петрова была беременна.
На вопрос, куда тогда пропал ребенок, выдвинули свои предположения, граничащие с понятием «за гранью реальности».
— Плели всякую чушь! Выставили четыре версии: моя беременность «вытекла» самопроизвольно без всяких выделений. Вторая — плод умер, дословно «замумифицировался» и матка не отторгла, а уже сверху покрыла новым эпителиальным слоем… Именно поэтому в Улан-Удэ врач не увидел плод. По их логике, я так и ношу в себе мумифицированный плод. Бред какой-то! Третья — якобы уже на втором УЗИ Ядрова выставила диагноз «замершая беременность», однако не стали мне ничего говорить и до первого числа решили подождать, посмотреть. Но ведь тогда бы у меня внутри начались необратимые процессы! На что мне ответили в суде, что я же находилась под наблюдением и за две недели плодное яйцо могло ожить… И четвертая версия — самая смешная. Они рассказали судье, что бывают уникальные случаи, буквально на миллион, что моя матка рассосала плодное яйцо, поскольку оно было очень маленькое. По их словам, такие случаи бывают у животных, у мышек, но я-то человек! Внутри меня ведь не кислота какая-то! — говорит возмущенная Мария.
Судебные тяжбы грозили перерасти в небывалый процесс. И в прокуратуре, и адвокат подтверждали Марии, что дело из категории резонансных. Однако вся горечь и боль от пережитых обид у женщины к тому моменту прошли. Да и, как сама она признает, было уже не до того. В их семье солнышком поселился маленький Петя, который стал центром внимания Маши и ее супруга.
— Когда предложили заключить мировое соглашение, я решила, что подпишу, — рассказывает молодая женщина.
25 ноября представители больницы, Мария и ее адвокат обоюдно подписали в суде документ.
— Подписав мировое соглашение, сторона ответчиков фактически признала свою вину и согласилась выплатить компенсацию в размере 20 тысяч рублей, — прокомментировала адвокат Марии Туяна Игумнова.
Однако, когда журналист «ИП» обратилась к юристу Кяхтинской ЦРБ, она, отказавшись от комментария, добавила, что мировое соглашение отнюдь не означает признание ими вины в ложном диагнозе.
Сама же Мария признается, что ранее слышала от своих знакомых нелестные отзывы в адрес врачей, пыталась заступаться за коллег по цеху, говоря, что врачи не боги. Однако, оказавшись жертвой врачебной ошибки одного специалиста, все же уточняет, что врач врачу рознь. Из-за непрофессионализма одного страдают другие.
Имена, фамилии героев изменены
Комментарий Министерства здравоохранения РБ
Людмила Жовтун, руководитель отдела медпомощи детям и службы родовспоможения:
— Мировое соглашение подписано, тем самым со стороны медработников признан факт своих недоработок. Они однозначно диагностировали то, чего не было. Комментировать позицию сотрудников Кяхтинской ЦРБ не стану, поскольку мы с вами не присутствовали на заседаниях суда. Некоторые вещи медицинского содержания понимают все по-разному. Отмечу лишь, исчезнуть и рассосаться беременность никуда не может. Она есть и есть. Может произойти самопроизвольный выкидыш, и очень часто это бывает на малых сроках. Это обычное маточное кровотечение, причем необязательно требуется экстренное медицинское вмешательство.
Что касается других мнений медработников Кяхтинской ЦРБ, они абсолютно не обоснованы. Беременность может замереть, но не может рассосаться. Сама по себе беременность ведь для женщины проблематична. Она сродни опухоли, когда внутри женщины чужеродный организм растет и развивается. Она может прекратиться, только если его удалить из организма матери. У данной пациентки есть проблемы со здоровьем. Хочется подчеркнуть, Министерством здравоохранения республики оказывается комплексная помощь при бесплодии. Поэтапно: сначала устанавливаем причину, потом пытаемся ее ликвидировать и, если беременность не наступает, используем вспомогательные репродуктивные технологии. В таких ситуациях должно быть направление с полным обследованием, с установлением причины бесплодия. Пациентка направляется в перинатальный центр, там уже даются рекомендации, которые необходимо выполнять. Такой помощью может воспользоваться и эта пациентка.
Фото автора
Общество
6850