музыка
3147

Баир Дондоков: «Мне выпало стать продолжателем дела отца»

Бурятский композитор, живущий в Москве, рассказал «ИП» о новом проекте на родине

Именитый композитор, наш талантливый земляк известен далеко за пределами Бурятии. Его произведения исполнялись в Рахманиновском зале Московской консерватории, в Международном Доме музыки и на фестивалях по всей России и за рубежом.

Сейчас Баир Бато-Дугарович живет и работает в Москве, но и там продолжает сочинять музыку для родного города. Одна из его свежих работ – музыка к мюзиклу «Поющий верблюжонок» по мотивам бурятских народных сказок. Мюзикл совсем скоро можно увидеть на сцене театра оперы и балета.

- Расскажите, с чего началось увлечение музыкой?

- Мой отец – музыкант, поэтому выбора как бы и не было. Мой старший брат – пилот гражданской авиации, младший – экономист, профессор, доктор наук. А мне выпало стать продолжателем дела отца.

- Как давно вы переехали в Москву и  часто ли бываете на малой родине?

 - В 1995 году я поступил в аспирантуру на кафедру философии Академии госслужбы (РАГС при президенте РФ). После окончания учебы меня неожиданно избрали председателем Союза композиторов Бурятии. Подумав, мы с женой решили, что надо оправдать доверие коллег. Три непростых, но интересных года проработал в Улан-Удэ, а потом вернулся в Москву.

Когда прочитал недавно в рекламе «Верблюжонка», что я московский композитор, улыбнулся: я - композитор бурятский. Родину свою малой назвать не могу. Она огромна, прекрасна, всегда вдохновляет и заряжает. Здесь мои корни, мои друзья. Всегда стараюсь приехать. Последний раз был в октябре, когда привозил  и показывал нотный материал мюзикла в оперном театре.



- Есть ли среди ваших сочинений любимые или наиболее дорогие для вас?


- Сейчас это, конечно, «Поющий верблюжонок», премьера которого готовится. Мне нравится эта музыка, я получаю удовольствие от неё, хочется, чтобы постановка была удачной. Успех или неуспех композитора всегда  в чужих руках. Автор заканчивает партитуру и отдает ее исполнителям, и судьба сочинения зависит уже от них. Жаль, что не участвую в репетициях и очень надеюсь на талант постановщиков – дирижера, режиссера и художника, на наших замечательных певцов.



- Почему именно мюзикл? Мюзикл на бурятском языке – получается очень оригинальная вещь…



- Мюзикл – замечательный жанр. Если его правильно сделать, это, как правило, веселый и печальный, умный и смешной, красивый и зрелищный спектакль с яркой, запоминающейся музыкой. У меня уже был опыт сочинения мюзикла.  «Танец орла» был заказан и поставлен Бурятским театром драмы. Большая работа на замечательный сюжет Геннадия Башкуева о бурятских  спортсменах-борцах, в которой много музыки, танцев, песен на стихи поэта Николая Шабаева.

К сожалению, спектакль по каким-то причинам шел совсем недолго, я до сих пор где-то в глубине души надеюсь на его возрождение. А «Верблюжонок» возник очень легко. Давно думал, что нашему театру нужен легкий, жизнерадостный спектакль, причем оригинальный, написанный специально для этой сцены, а не перенесенный с других. Поделился своими мыслями с Даримой Линховоин, и она поддержала меня. Я очень благодарен ей и руководству оперного театра за то, что они поверили в этот проект.

Либретто «Верблюжонка» написано Геннадием Башкуевым по всем классическим театральным канонам. Сюжет - по мотивам бурятских народных сказок. Сначала в нем было пять животных, которых  пришлось сократить, так как получалось слишком много действующих лиц. В процессе работы выяснилось, что не хватает текстов песен. Нас выручили замечательная поэтесса Галина Григорьева и молодой ученый, востоковед из БНЦ Николай Цыремпилов, на стихи которого написаны две главные песни мюзикла. На бурятском звучат «Песня о сердце» на стихи Алексея Бадаева и известная народная песня «Yншэн сагаан ботого» («Сиротинка белый верблюжонок»).

- Пожалуй, у каждого творческого человека есть наставник, какой-то ориентир. Кто им стал для вас?

- Мне повезло с учителями. В музыкальном училище это был Юрий Ирдынеевич Ирдынеев. В музыкальном отношении он был максималист. Его мощные партитуры (а сочинял он для больших оркестровых составов) должны исполняться первоклассными оркестрами и дирижерами. Считаю, что его наследие до сих пор не раскрыто и ждет своего времени.

В Уральской консерватории моим профессором был Николай Михайлович Пузей, замечательный композитор, тонкий музыкант. Сейчас понимаю, как много он мне дал как профессионалу. Ранее у него учились Гур Дашипылов, наш бурятский композитор, и еще несколько монгольских композиторов. После консерватории, уже в Москве, я занимался у Сергея Беринского. Это был сильнейший, авторитетнейший мастер, музыкант и мыслитель.

- Чем увлекаетесь помимо музыки, как проводите свободное время?

- Свободное время провожу с сыном. Ему девять лет. Он, кстати, был моим главным экспертом и первым слушателем во время сочинения музыки «Верблюжонка», сейчас с удовольствием поет песни из мюзикла. В общении с ним узнаю много нового и интересного, часто в, казалось бы, уже знакомом. Вообще, считаю, что дети – это не возраст, а особый народ, живущий на Земле. У них свой язык, своя система ценностей, своя психология, свои обычаи, своя культура. Они учат нас честности,  верности слову, искренности и многому другому.

- Что слушаете сами? Вам больше по вкусу современные музыканты или классики?

- Не делю композиторов на современных и несовременных. Я всеяден. Люблю музыку Генделя, Шуберта (всего), Бетховена, Россини, Пуччини (опера «Турандот»), Чайковского («Пиковая дама»), Римского-Корсакова, Пярта, Пендерецкого (позднего), оперы Сергея Прокофьева. Могу долго продолжать. Люблю The Beatles, Pink Floyd, монгольское протяжное пение, иногда Abba, классический джаз.

В последнее время заново открываю для себя оперы Верди. Несколько лет я проработал в российском Минкультуры, эти годы подарили мне встречи с Ваном Клиберном, Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской, Ириной Антоновой. Большой радостью для меня стали спектакли Тадаши Сузуки, Робера Лепажа, Пины Бауш.

- Что нового и интересного ждать от вас в ближайшее время?

- Год назад по заказу читинского театра «Забайкальские узоры» я закончил большую, сложную работу – балет-кантату «Стрелы времени» по мотивам «Слова о полку Игореве» в переводе поэта Михаила Вишнякова. Надеюсь на постановку этого спектакля.  Еще в ближайшее время я должен написать детскую сказку для чтеца и симфонического оркестра по мотивам калмыцкой народной сказки. Это заказ Калмыцкой филармонии.

Справка

Дондоков Баир Бато-Дугарович. Родился в Улан-Удэ в 1958 году. 55 лет. Окончил Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского, аспирантуру Российской академии государственной службы при президенте РФ (1998). Кандидат философских наук.

В 1999 – 2002 гг. - председатель правления Союза композиторов Бурятии, затем работал в Министерстве культуры России. Член экспертного совета Московской филармонии (2002 - 2008).

Основные сочинения: мюзикл «Танец орла», концерты для виолончели с оркестром, для фортепиано с оркестром, музыка для детей, музыка к драматическим спектаклям, кино («Наказ матери», режиссер Б. Дышенов), для радио- и телепередач, песни.

Фото из архива Б. Дондокова

Автор: Ирина Нимацыренова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях