Происшествия
4637

Прокуратура рассказала о деталях громкого дела автомобилей-«конструкторов»

В прошлом году в уголовном делопроизводстве было сразу несколько дел, фигурантами которых стали сотрудники МВД. О наиболее громких из них, по которым было утверждено обвинительное заключение и которые дошли до суда, мы попросили рассказать прокурора Железнодорожного района Улан-Удэ Алексея Шевченко

- Алексей Валентинович, в 2013 году прокуратурой было поддержано обвинительное заключение в отношении сотрудника ГИБДД, который подозревался в афере с автомобилями-«конструкторами». Приговор вынесен, бывший автоинспектор приговорен к крупному штрафу почти в миллион рублей. Теперь, когда решение суда вступило в силу, уже можно рассказать о некоторых деталях этого резонансного дела?

- Да, действительно, в августе этого года Железнодорожный районный суд вынес  приговор в отношении бывшего старшего инспектора по особым поручениям УГИБДД  ВД по РБ Алексея Ильина (фамилия подсудимого изменена по этическим соображениям). Он был осужден по ст. 290, ч. 5, п. «в» («Взятка»), ему было назначено наказание в виде штрафа в 1 млн 200 тысяч рублей.

В ноябре Верховный суд Бурятии, рассмотрев апелляцию, смягчил наказание – размер штрафа был снижен до 856 тысяч рублей. Остальная часть приговора осталась без изменений. Вообще, говоря о деле «конструкторов», можно отметить, что это весьма сложное расследование. Там были задействованы как сотрудники правоохранительных органов, так и гражданские лица. Поэтому ряд моментов был выделен в отдельное производство. Так, отдельно было расследовано уголовное дело инспектора Ильина.

- А началось все…

-  Началось со служебной командировки в Заиграевский район, в которую и должен был поехать старший инспектор по особым поручениям Алексей Ильин.  В его задачу входила плановая проверка  регистрационной деятельности. Вот тут-то и возник некий гражданин Сергеев, занимавшийся скупкой подержанных автомашин, которые формально являлись запчастями. Но фактически это были нормальные автомобили.

- Как ему это удалось провернуть? Мы уже писали о деле автомобилей-«конструкторов». Однако тогда, на стадии следствия, некоторые детали так и остались непонятными.

- Не буду касаться технических деталей этой аферы. Расскажу только о схеме. Сергеев сперва скупал у граждан ПТС на разбитые автомобили. Цена за этот документ варьировалась от 15 до 200 тысяч рублей. Затем через интернет он подыскивал на японских аукционах машины, чьи параметры более-менее сходились с данными в ПТС. Автомобили покупались и различными путями доставлялись в Бурятию. Документы на машину (ПТС, свидетельство о регистрации, диагностическая карта, госпошлина и т.д.) Сергеев привозил к высокопоставленному сотруднику районной автоинспекции. Тот через своих работников официально регистрировал автомобиль без его фактического наличия. Только по документам.

Все эти манипуляции проводились в поселке Онохой-2. Дело в том, что раньше это был военный городок закрытого типа, где имелась своя милиция, в число которой входил сотрудник ГИБДД. Он подчинялся напрямую Москве, минуя ГИБДД Бурятии. Однако в Онохое-2 можно было только внести изменения в документы. Например, о том, что «Ниссан Блюберд» переоборудуется в «Ниссан Террано». Переоформлением документов там не занимались.

Поэтому далее документ уходил в районную ГИБДД. Там измененные данные «вбивались» в общероссийскую базу. И после этого Сергееву выдавался новый ПТС, где фигурировала только последняя запись, которая была внесена в Онохое-2. Это делалось с попустительства высокопоставленного чиновника из ГИБДД района. Таким образом, автомобиль «Блюберд» официально превращался в «Террано», а, например, «Тойота Калдина» в «Тойоту Сурф». Были и некоторые технические аспекты этого вопроса – перестановка агрегатов. Но этот момент пока опустим – он находится на стадии следствия.

- Как мы поняли, инспектор Ильин личного участия в афере не принимал. В чем же была его роль?

- Его задачей была проверка документации в Заиграевской инспекции. Ильин, как достаточно подготовленный  сотрудник, мог легко выявить нарушения регистрационных действий. Этого и опасались злоумышленники. Поэтому перед самой командировкой гражданин Сергеев лично пришел к инспектору и известил о том, что в ОГИБДД Заиграевского района есть определенные нарушения, связанные с оформлением документов в ГИБДД поселка Онохой-2. И попросил «закрыть на это глаза». Вознаграждением должен был стать обмен. Свою «Хонду Аккорд» стоимостью 450 тысяч рублей Сергеев предложил обменять на «Субару Форестор» Ильина, цена которой была 300 тысяч рублей. Разница в 150 тысяч рублей и должна была стать взяткой за то, что инспектор «не заметил» нарушений. К сожалению, инспектор согласился. Обмен произошел перед зданием УГИБДД, куда Сергеев приехал на «Хонде», отдал ее Ильину, а сам пересел в «Субару».

- В итоге проверка ничего не показала?

- Да. Ильин в течение пяти дней работал в Заиграевском районе, но о выявленных нарушениях ничего не сообщил.  Все это выявилось только тогда, когда было возбуждено уголовное дело и началось расследование. В ходе следствия дело инспектора было выделено в отдельное производство. По завершении расследования оно было передано в суд, который и вынес приговор. Преступление считается тяжким: инспектор, являясь должностным лицом правоохранительных органов, нарушил присягу, требования и инструкции. При вынесении приговора были учтены смягчающие обстоятельства: раскаяние, явка с повинной, наличие в семье малолетнего ребенка. Поэтому суд ограничился штрафом.

К сожалению, это было не единственное уголовное дело, в котором были замешаны сотрудники правоохранительных органов и которое было доведено до суда с утвержденным нами обвинительным заключением.  Но об этом в следующий раз.

Фото sumotors.ru

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях