Встреча
Машина подкатывает к темным покосившимся воротам. Старый дом с недавно покрашенными ставнями находится недалеко от центра поселка Новая Брянь. На коньке дома еле различима надпись «1891 год». Это дата строительства. 122 года назад здесь поселился первый владелец. С тех пор дом этот не претерпевал каких-либо глобальных изменений, лишь чуть покосился. Неохватные бревна, из которых сложены стены, стали темно-серыми, почти черными.
- Здесь очень давно никто не жил, - объясняет экскурсовод Елена. – Только совсем недавно мы решили сделать музей, так сказать, воссоздать быт и уклад тех лет.
Неожиданно за воротами раздаются звонкие голоса, которые сливаются в красивое песенное приветствие. Створка темных ворот распахивается, и оттуда веселым разноцветным хороводом вываливаются бабушки. В пестрых домотканых одеждах они поют старые песни для гостей, зазывая вновь прибывших в дом. Одна из них держит рушник с испеченным караваем и солью.
Дом встречает горницей, в ней на лавках лежат предметы быта начала XX века. Пока их немного, но в будущем планируют собрать настоящую музейную коллекцию. Здесь же любой желающий может подержать в руках огромную дубинообразную берцовую кость. Ее нашли археологи на раскопках стоянки древнего охотника. Говорят, она принадлежит детенышу шерстистого носорога. Однако самым интересным экспонатом старого дома является огромная глинобитная печь.
- Она с легкостью вмещает в себя взрослого мужчину, - рассказала одна из идейных вдохновительниц этого дома-музея Елена Емельянова.
Печь, если ее топить "на холодную", прогревается за три дня. Зато тепло в доме будет храниться довольно долго - где-то с неделю. Топится такая печка исключительно чурками, полешки для обычных печек сгорают в ней как спички.
Здесь же над входом, согласно всем традициям, расположены полати. На них удобно спать холодными зимними вечерами. Но главной изюминкой нашего краеведческого маршрута стал отнюдь не старый дом с его огромной печкой, сохранивший загадочное дыхание старины, а четыре бабушки, приютившие путников на исходе трудного дня.
Все они оказались необыкновенно талантливыми исполнительницами старосемейских песен. Бабушки вот уже на протяжении 50 лет входят в состав новобрянского музыкального ансамбля «Долюшка». Они радуют местную публику и заезжих туристов задорными, а порою тоскливо-щемящими многоголосыми композициями с легко узнаваемыми интонациями народных песен.
- Познакомьтесь. Это Евдокия Ивановна Зубакина, самая властная и справедливая среди бабушек, - представляет колоритных местных жительниц Елена. - Это неунывающая и самая громкоголосая певунья Мария Петровна Чмелева. Это одна из уважаемых местных Нина Изотовна Паук. А это самая добрая и «душевная» Мария Амплеевна Григорьева.
Костюмы
Самобытности ансамблю добавляют семейские костюмы, в которых выступают бабули. И это отнюдь не специально сшитые сценические наряды, а самая настоящая праздничная одежда, хранившаяся в комодах еще с XIX века.
- Это сарафаны, запана, они сохранены от наших прабабушек, - показывает на верхний слой одежды Евдокия Зубакина. - Правда, рубахи у нас вышли из строя, сотлели, мы новые сшили, а вот сарафаны сохранились. На голове у нас платки из атласа. Их если развернешь, они все в дырочках, им тоже лет по двести. Завяжем, и дырочек не видно. Под платком у нас кичка, там есть бугорочек, и на эту кичку мы закручиваем платок.
Костюмы, по словам бабушек, были праздничными, их предки доставали сарафаны только в исключительные дни. И за пару сотен лет их ни разу не стирали.
- А раньше разве много праздников было? - добавляет сильным зычным голосом Мария Чмелева. - Наденут на гулянку, потом похлопают, посушат и в сундук сложат.
Отдельного упоминания стоят украшения, которые множественными рядами обвивают шеи каждой из бабушек.
- Бусы самые-самые престаринные, янтарные. Бусы от матери достались, а ей уже сто лет. И матери тоже они достались от бабушки и так далее. Так что им вполне может и по двести дет. Вы представляете, это необработанный янтарь, просто сточенный, нешлифованный, - с гордостью рассказывает о своих украшениях Нина Паук.
Песни
Репертуар же очень разнообразный, традиционные семейские песни могут доходить до 10 куплетов, а в некоторых из них настолько своеобразный напев, что трудно понять слова. Часть песен бабушки сочинили сами.
С недавнего времени ансамбль получил второе дыхание, когда аккомпанировать на баяне бабушкам стал местный самородок Андрей Казанков. Ему немного за двадцать, светловолосый и голубоглазый парень, на первый взгляд обычный местный житель. Но стоит Андрею взяться за баян и заиграть, как он сразу перевоплощается. Вот он перекличкой с бабушками поет хулиганские народные частушки, и у вас перед глазами типичный непоседа-баянист на сельской свадьбе. А вот он с чувством затягивает фирменную песню ансамбля, в честь которой он назван "Долюшка", и перед вами уже классический образ русского крестьянина, с щемящей болью говорящего о своей нелегкой судьбе и стойко переносящего все жизненные невзгоды. Но вот, словно скинув с себя вековые оковы тяжелой доли селянина, перед нами с баяном наперевес уличный шпанец, лихо затягивающий куплеты знаменитых песен Владимира Высоцкого.
Пока бабушки наперебой угощают прибывших местными деликатесами, а на расспросы о рецептах особо понравившихся блюд лишь весело смеются, Казанков не перестает удивлять своими мощными врожденными данными артиста.
Андрей окончил улан-удэнский музыкальный колледж имени П.И. Чайковского. До колледжа немного проучился в Москве, однако скромного семейного бюджета не хватило на полноценное столичное образование. Сейчас работает аккомпаниатором в Доме культуры Новой Бряни. Но даже неспециалисту видно, что исполнителю с прекрасным низким голосом тесно в рамках села, а его талант стал бы настоящим украшением любой сцены.
Настает пора прощаться. За пару часов, пока журналисты гостили в доме-музее, гостеприимные люди из Новой Бряни успели стать родными. Каждый из них со своим неповторимым характером и историей оказался неожиданной, но приятной находкой для путешественника, настоящим народным чудом.
Фото автора
Автор: Владимир Буяхаев
Источник: Еженедельник "Информ Полис"