- В Загорске и на Восточном у нас находятся две котельные, семь детских садов, один из которых работает в круглосуточном режиме, пять школ, одна из них также с круглосуточным пребыванием, городская больница № 4, городская поликлиника № 4 и 296 многоквартирных домов с населением 32 000 человек, – сообщил 30 декабря на встрече с журналистами замруководителя городской администрации Алексей Хандархаев. – Потому я считаю, что действия городской администрации были абсолютно правильными. Да и в данной ситуации как можно было поступить по-другому?
Напомним, подача холодной воды в микрорайонах была прекращена из-за долгов «Байкальских коммунальных систем» перед Улан-Удэнским Авиазаводом. Ограничение помешало ТГК-14 подпитывать свои теплоснабжающие сети. О проблеме стало известно 26 декабря, и за сутки в администрации Улан-Удэ трижды собирались экстренные совещания с участием специалистов.
- До этого мы в рабочем порядке предлагали им решить вопрос в правовом поле, не методом ограничений или закрытия задвижек, а спокойно, в судебном споре, – сообщил 30 декабря на встрече с журналистами замруководителя городской администрации Алексей Хандархаев. – На первом заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям мы попросили руководство завода снять ограничения. До сих пор не понятно: в этих двух микрорайонах живёт рабочие Авиазавода, они-то в чём виноваты? Всеми уважаемое руководство могло бы уступить. Мы ведь не в Сочи живём, у нас пик отопительного сезона. На тот момент температуры на улице была примерно 25-30 градусов ниже нуля, какие могут быть ограничения? В голове не укладывается, как можно было так сделать.
Руководство УУАЗ проигнорировало призывы городских властей снять ограничения. Никакой реакции не последовало и после предписания прокуратуры. После этого все ресурсно-снабжающие организации были приведены в состояние повышенной готовности. В экстренном случае они имели право беспрепятственно попасть на территорию завода, открыть задвижки и подать нужный напор воды в систему, чтобы избежать разморозки труб и даже человеческих жертв. Выяснилось, что в домах, лишённых воды и тепла, проживают люди, которые не могут самостоятельно передвигаться. В случае эвакуации трудности были бы неизбежны. А со стороны представителей УУАЗ последовали претензии, касающиеся объявленного в микрорайонах режима ЧС.
- В момент ограничения, когда стали меняться гидравлические режимы, перезапускаться насосы, – рассказывает Алексей Хандархаев. – Сразу случилась авария на улице Родины, на Комарова, кстати, это затронуло и детский дом «Малышок». Замёрзли восемь водоколонок в частном секторе. Мы приняли все возможные меры, чтобы микрорайны не замёрзли. Конечно, есть оппоненты, которые упрекают: зачем вы ввели ЧС? Ну а как его не вводить? Мы должны ждать, когда 290 с лишним домов замёрзнут и «порвутся» все трассы? Упрекали и в том, что мы осуществляем давление на бизнес, когда судебные приставы пришли на Авиазавод исполнять решение суда. Ещё одна проблема, которая грозила микрорайонам, – серьёзные коммунальные аварии.
- В любой момент могла произойти крупная авария на сети водоснабжения, тогда бы возросла подпитка, а времени у нас оставалось бы ещё меньше, буквально несколько часов, – заявил Алексей Хандархаев. – К вечеру мы были бы вынуждены останавливать котельные, сливать дома, то есть оставить без теплоснабжения всё население.
Очень много претензий, по словам замруководителя администрации, остаётся и к «Байкальским коммунальным системам». Сети в микрорайонах находятся в очень плохом состоянии – они изношены на 80 %. Задолженность БКС перед Авиационным заводом сейчас составляет около 28 миллионов рублей. Её планировалось погасить в течение года, соответственно графику платежей. Но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки.
Между тем, суммарный долг улан-удэнцев перед «Байкальскими коммунальными системами оценивается в 11 млн. рублей. 30 декабря на встрече с Сергеем Соломиным и. о. управляющего директора завода, главный управляющий БКС Владимир Кузнецов предложил график реструктизации долга и зачётные схемы работы с абонентами. Но дальнейшего движения эта инициатива не получила. Власти, в свою очередь, отмечают: ситуация с Восточным и Загорском стала «последней каплей». А потому отношения с БКС, скорее всего, будут расторгнуты. В администрации отмечают: люди не должны становиться заложниками споров, а любые разногласия следует разрешать в судебном порядке. В любом случае власти настроены на решительные действия.
- Режим ЧС в Загорске и на Восточном – посыл для всех, мы предупредили руководство Авиазавода, что власть в городе была, есть и будет, что мы применим власть и мы её применили. Не исключено, что завтра кто-то тоже захочет произвести какие-то отключения. Меры будут приняты самые жёсткие и самые оперативные, но, конечно, в рамках закона. Мы обязаны отстаивать интересы горожан, – резюмировал Алексей Хандархаев.
Автор: Татьяна Родионова