В одном из прошлых номеров мы писали о том, что возрождение бурятской коровы невозможно без поддержки республиканской власти
На сегодняшний день общее поголовье крупного рогатого скота в республике — менее полумиллиона. По этим показателям мы давно не являемся лидерами по стране. Кроме того, полностью обеспечить себя мясом собственного производства мы тоже не в состоянии.
Буренка в приоритете
Тем не менее, как отмечают чиновники Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, такая задача может быть достигнута в ближайшие годы.
— Считаю, что по потенциалу Бурятия способна полностью обеспечить себя мясом. Уже сегодня по колбасным изделиям от местных производителей мы можем прокормить себя сами. Но не стоит забывать о том, что мы живем в условиях рыночной экономики. Мы же не можем в условиях ВТО, к примеру, полностью запретить завоз импортного мяса, — говорит Баяр Минжуров, начальник отдела животноводства, племенного дела и рыбного хозяйства Минсельхозпрода Бурятии.
По мнению ученых, говорить о том, что Бурятия в ближайшее время сможет обеспечить себя мясом, пока рано.
— Полностью обеспечить себя мясной продукцией собственного производства в ближайшие пять лет республика не в состоянии. В животноводстве сегодня необходимо решать вопрос комплексно, то есть восстанавливать местную породу и в то же время завозить импортный скот. Впадать в крайности, как это было в 50-е годы прошлого века, ни в коем случае нельзя, — уверен Улзы Дандитов, старший научный сотрудник бурятского НИИСХ.
Тем не менее сельское хозяйство республики сегодня ориентировано на животноводство. Остальные отрасли — растениеводство, кормопроизводство — имеют четкую направленность на обеспечение кормами животноводческой отрасли. В Бурятии в настоящее время действует ряд республиканских целевых программ по развитию мясного и молочного скотоводства.
— Сегодня средства направляются на субсидирование части затрат на приобретение кормозаготовительной техники, создание откормочных ферм и площадок, компенсации части затрат на оборудование убойных пунктов и первичной переработки мяса. Что касается поддержки молочного скотоводства, то помимо прочего там предусмотрены средства на приобретение кормовых добавок и компенсацию покупки семян кормовых культур, — рассказывает Баяр Минжуров.
Также действуют и программы развития овцеводства, производства и переработки свинины. Всего же господдержка агропромышленного комплекса Бурятии из федерального и регионального бюджетов в этом году составила 860 млн рублей. На 127% отмечается и увеличение производства скота и птицы. Однако столь радостные цифры объясняются выходом на полную мощность свинокомплекса «Восточно-Сибирский» в Заиграевском районе.
Завозим не своих
В настоящее время в республике активно культивируется разведение таких мясных пород крупного рогатого скота, как казахская белоголовая и калмыцкая. Кроме того, продолжается завоз иностранной герефордской мясной породы. В 2013 году в республику было завезено 624 головы крупного рогатого скота калмыцкой мясной породы, также приобретено 50 телок казахской белоголовой породы. Ожидается, что и на следующий год завоз КРС в республику останется в тех же объемах.
Отметим, что за последние годы на развитие животноводства выделяются немалые средства из федерального и республиканского бюджетов. В частности, только в этом году в Кяхтинском, Мухоршибирском, Кабанском, Тарбагатайском районах были построены четыре откормочные площадки. В настоящее время их строительство идет в Кяхтинском, Джидинском, Заиграевском и Бичурском районах.
Всего в рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Бурятия» на сумму в 92 млн рублей приобретаются сельхозтехника, передвижные комплексы по убою и первичной переработке скота в хозяйства Кяхтинского и Мухоршибирского районов.
Боязнь перемен
Но вот что касается перспектив возрождения бурятской мясной породы, то пока чиновники оценивают их как туманные. Тем не менее некоторые подвижки в этом вопросе уже есть.
— Конечно, есть единое мнение о том, что породу необходимо восстанавливать. Эта работа ведется с 2010 года. У нас была большая переписка с Управлением ветеринарии, Россельхознадзором. Однако есть проблемы. К примеру, ввоз любой биопродукции из Китая и Монголии сегодня в связи с ящуром в нашу страну ограничен, — отмечают специалисты Минсельхоза Бурятии.
Ранее из бюджета выделялись средства на научные поездки в Тыву и Якутию. Однако сказать с уверенностью, что бурятская корова существует, по мнению специалистов Минсельхоза, рано.
— Сегодня генома бурятской коровы нет. Доказать это можно, только съездив во Внутреннюю Монголию. Однако необходимо взять и провести анализы там же — в Китае. Мы можем говорить только о том, что данную породу пока надо только восстановить. Что касается ее разведения, то я же не могу навязывать хозяйствам, чтобы они сразу же стали заниматься этим вопросом. Это может диктовать только рынок, — отвечает Баяр Минжуров. — Поэтому говорить о том, что уже можно завозить коров, рано.
Что касается практики завоза иностранных пород в Россию, то данный опыт пока остается положительным, отмечают чиновники. Отдельные неудачные примеры связаны лишь с организацией работы и нерадивостью некоторых хозяев.
— Необходимо понимать, что должный уход нужен всем коровам, ведь любое домашнее животное требует ухода. Без кормов ни одна корова не проживет, в том числе и бурятская, — говорит Улзы Дандитов.
Как отметил ученый, аборигенный скот, и в частности бурятскую корову, в республике возродить надо. Однако делать это необходимо наряду с улучшением мясных качеств уже завезенных пород КРС.
Фото russianstock.ru
Бизнес
3364