Как за 20 лет корейские микроавтобусы завоевали рынок пассажироперевозок Бурятии
Как это было
На дорогах республики «Истаны» появились в тот момент, когда экономика разваливалась на глазах. Закрытие ПАПов и ГАПов, которые тогда обслуживали львиную долю пассажироперевозок, послужило толчком для развития частного бизнеса. Те, кто вышел тогда на маршруты, поняли, что в этой сфере можно неплохо заработать, и в 1995 году в Бурятии началось массовое паломничество в маршрутный бизнес. Многие продавали квартиры, дома и все ценности, чтобы вложить деньги в «маршрутки», и, отметим, не прогадали. Кстати, до сих пор у руля маршрутного бизнеса Бурятии стоят в основном те люди, которые этот бизнес когда-то и начинали.
В первые годы становления частного извоза популярностью пользовались привычные на тот момент «Рафики», «Грейсы» и «Бесты». Ориентировочно в 1998 году на дорогах Бурятии появляются первые лицензионные «мерседесы» – «Ссанг Йонг Истаны», которые быстро завоевывают популярность благодаря «сарафанному радио». Купил один, второму тоже понравилось, и, как говорится, понеслось. Стоит отметить, что корейско-немецкий автобус по всем характеристикам превосходил, да и сейчас превосходит многие другие марки. Произошел так называемый естественный отбор. Во-первых, «Истаны» в несколько раз качественней российского автопрома, и это знают все. Дешевые в обслуживании, экономичные, да еще и с настоящими мерседесовскими двигателями («Истаны» выпуска 1996 года), чего не скажешь о тех же «Рафиках» с двигателями от «Волги», которые приходилось ремонтировать каждую неделю. А даже подержанные «корейцы» позволяли два года ездить без особых проблем.
Начало XXI века ознаменовалось полным превосходством «Истан» на дорогах Бурятии, в моду входит новое поколение «корейцев» – 1998 года выпуска. Отметим, что в то время основным поставщиком «Истан» на российский рынок была именно Бурятия. Как вспоминают сами водители, нас всегда было легко вычислить, если на дороге «Истана», значит, она едет именно в Бурятию. В других городах данная модель не получила такого широкого распространения, как у нас.
В тот момент, когда «корейские мерсы» полностью правят на дорогах Улан-Удэ, в 2003 году в Корее компания-производитель SsangYong прекращает выпуск данной марки автомобиля и «Истаны» на родине переходят в разряд вторсырья. Цены на автомобили начали падать, а спрос, наоборот, начинает расти. В Бурятии начинается «Истана-бум».
Закат эпохи «Истан»
30 октября 2006 года вступает в законную силу постановление правительства РФ №637, согласно которому утверждается новое положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В новых правилах, в частности, оговаривалось соответствие транспортных средств установленным национальным стандартам, которым большинство маршрутных такси, а именно «Истаны», уже не соответствовали. Таким образом встал вопрос о том, что они должны быть сняты с пассажирских линий. А на тот момент 90% рынка пассажироперевозок Бурятии занимали именно «Истаны».
В 2007 году местные бизнесмены решили обсудить вопрос о лицензировании «Истан» с компанией-производителем, но получили предсказуемый отказ. Как отметили представители компании SsangYong, во-первых, данная марка в их стране давно не производится и считается вторсырьем, во-вторых, чтобы сертифицировать хотя бы тысячу таких машин, необходимо порядка 50 млн рублей, а такие затраты компании не нужны.
После этого начались бурные обсуждения по поводу того, быть «Истанам» или нет. Тогда водители посчитали, что года два им в любом случае дадут поездить. И успокоились. На целых 5 лет.
Однако, когда в 2012 году всерьез заговорили о вступлении в силу федерального закона о безопасности перевозки пассажиров, ограничивающего возраст общественного транспорта десятью годами, стало понятно, что исчезновения «Истан» с маршрутов не избежать. На тот момент лишь 17% маршрутных автобусов соответствовали современным требованиям.
В феврале 2013 года власти Бурятии устанавливают последний срок для смены транспорта на маршрутных линиях – 1 января 2014 года. Однако и этот сигнал водители маршрутных такси игнорировали до последнего, мотивировав тем, что «Истан» большинство и убрать их с дорог Бурятии – нонсенс. Тем не менее, обновление парка автомобилей сдвинулось с мертвой точки. Впрочем, шло оно медленными темпами. За последующие 9 месяцев лишь 38% водителей решились сменить транспорт. На 1 декабря 2013 года общий процент обновления парка автомобилей составил лишь 55%. Остальные 45% надеялись на чудо. Но чуда не произошло.
Кто виноват?
В последние месяцы перед вступлением в силу запрета начались бурные обсуждения по поводу того, кто прав и кто виноват в том, что с 1 января 2014 года в Бурятии начнется транспортный коллапс. Власти винили в бездействии маршрутчиков. Маршрутчики винили власти и требовали отмены постановления, обещая устроить всеобщую забастовку. Пассажиры же винили и тех, и других. И это понятно, ведь именно им теперь предстоит пережить все затруднения. По мнению пассажиров, власти виноваты в том, что запрет «Истан» вступает в силу с 1 января, в разгар холодов. Почему не 1 июля, когда на улице тепло и студенты разъезжаются по домам, возмущаются люди. Руководители многих транспортных предприятий, обслуживающих пассажироперевозки Бурятии, также разводят на этот счет руками, но вместе с тем поддерживают позицию своих «клиентов» - пассажиров.
В ноябре 2013 года власти пошли на компромисс с маршрутчиками и увеличили стоимость проезда на 2 рубля, чтобы хоть как-то позволить компенсировать им расходы по уплате кредитов за новые автомобили. Впрочем, и здесь компенсация маршрутчикам выплачивается из карманов рядовых пассажиров. Получается совсем неприятная картина: пассажиры вынуждены мерзнуть на остановках, опаздывая на работу и учебу, при этом платить за это «удовольствие» на 2 рубля больше прежнего.
Отметим, что пассажиры решили бороться с возникшей проблемой своими способами. В социальной сети «ВКонтакте» создалась новая группа под названием «Нам по пути в Улан-Удэ», задачей которой является дружеское объединение рядовых автовладельцев и пассажиров с целью «довести по-дружески». Правда, пока спрос превышает предложение. Но сам факт создания подобной группы говорит о том, что ситуация в пассажироперевозках Бурятии на сегодняшний день действительно сложная. Однако говорить о том, что «Истаны» вернут на линии, не приходится: власти в этом плане настроены решительно,да и водители новых автобусов тоже. Вернуть «Истаны» на маршрут - значит расколоть лагерь водителей пополам, уверены многие.
- Те, кто выполнил все требования закона и влез в огромные кредиты для того, чтобы продолжать работать, попросту не дадут почивать на лаврах тем, из-за кого вся эта ситуация и произошла. Если вернут «Истаны», грянет новая война, и в этот раз среди самих маршрутчиков. Это ни к чему хорошему не приведет, - говорит Владимир, бригадир одного из маршрутов.
Но от конфликтов на этом рынке устали все.
- На сегодняшний день мы делаем все для того, чтобы стабилизировать ситуацию. Все 11 транспортных компаний города, обслуживающие в общей сложности 46 маршрутов, работают в усиленном режиме. Ситуация не из легких, но на сегодняшний день те водители, которые дотянули до последнего, все же приняли решение приобрести новые автомобили, и многие из них в ближайший месяц уже выйдут на маршруты. Что касается времени, то для того, чтобы полностью стабилизировать ситуацию, необходимо максимум два-три месяца, - говорит руководитель одного из транспортных предприятий.
Ему вторит руководитель МУП «Городские маршруты» Алексей Кожевников:
- В ближайшие месяцы весь муниципальный транспортный состав предприятия приведен в повышенную готовность. Утром и вечером в час пик автобусы МУПа будут способствовать стабилизации ситуации.
Меняем шило на мыло?
Между тем большое количество водителей устроило массовое паломничество по городам России в поисках дешевых автобусов, соответствующих ГОСТу. Только вот назвать их «новыми» и «безопасными» язык не поворачивается. Завсегдатаи маршрутного бизнеса говорят о том, что в ближайшие месяцы в Бурятию будет завезено огромное количество транспорта б/у.
- Закупают в основном в Ленинградской, Ростовской и Новосибирской областях, где на местном уровне введены пятилетние сроки использования, – делится с нами один из экспертов. - Берут в основном машины 2006 года в пределах 150 тысяч рублей. Понятно, что все соки из этих машин давно выжаты, тем более в тех городах дороги посыпают различными реагентами, которые буквально «съедают» машину изнутри, и она превращается в консервную банку. И вот эти консервные банки сейчас едут в Бурятию.
Но не все так плохо. Новые автомобили на рынке Бурятии тоже в скором времени появятся. В ноябре 2013 года Бурятию посетили представители компании «ГАЗ», которые предложили местным автовладельцам приобрести новинку отечественного автопрома – «Газель NEXT», средняя стоимость которой составляет 1 млн рублей. Но, по словам водителей, ждать того, что эти автомобили покажут себя с хорошей стороны, не приходится. Тем не менее, в апреле несколько таких «Газелей» все-таки появятся на дорогах Бурятии, так как фирма предложила выгодные условия кредитования.
Те, кто заранее приобрел новые автобусы, отмечают, что к нашим дорогам и климату хорошо приспособилась «итальянская лошадка» IVECO и «корейский жеребец» County.
Что касается «Истан», то абсолютно все водители отмечают, что именно благодаря им в свое время удалось решить огромную социальную проблему и за это им можно сказать огромное «спасибо». Времена меняются, а вместе с ними меняется все вокруг. Новые автобусы средней вместимости приходят на смену малогабаритным. И сейчас, когда садишься в удобные сиденья «Мерсов» или «Ивеко», понимаешь, что ездить стало комфортней. Главное, чтобы мест на всех хватило!
Фото Марк Агнор
маршрутки
5766
Начало и конец эпохи «Истан»
Как за 20 лет корейские микроавтобусы завоевали рынок пассажироперевозок Бурятии