- Виталий Валерьевич, расскажите, что такое ОДН (общедомовые начисления) и почему этот вопрос стал так актуален в последнее время?
- Все достаточно просто. Раньше счета за потребленную электроэнергию выставлялись только по показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, то есть по счётчикам. Расходы за общедомовые нужды просто не выставлялись потребителям. После принятия постановления правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. ситуация изменилась: все многоквартирные дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета, которые учитывают потребленную электроэнергию во всех жилых и нежилых помещениях дома. Кроме того, в каждой квартире (или нежилом помещении) есть индивидуальный прибор учета.
- Каким же образом происходит расчет с потребителями?
- Ежемесячно показания индивидуальных приборов учета заносятся в базу данных, затем расход всех жилых и нежилых помещений (в том числе магазинов, аптек и т.д., не имеющих отдельный ввод на электроэнергию) суммируется. Полученная сумма киловатт по показаниям индивидуальных приборов учета вычитается из показаний общедомового прибора учета. Получившаяся в остатке разница и составляет расход электроэнергии на общедомовые нужды, которые распределяются на все жилые и нежилые помещения (магазины, аптеки и т.п.) пропорционально занимаемой площади. Даже если владельцы квартиры не проживают по данному адресу и показания их индивидуальных приборов учета равны нулю, счет за общедомовые нужды выставляется в полном объеме.
На данный момент основная проблема с расчетами такова: если мы не можем снять одномоментно показания приборов учета у всех без исключения жителей дома, то они рассчитываются по среднему и получается, что каждый месяц делается перерасчет.
Чтобы свести погрешность к минимуму и корректно рассчитать сумму начислений общедомовых нужд, необходимо, чтобы все потребители своевременно подавали данные приборов учета строго с 25-го по 30-е число каждого месяца. Подать показания можно по телефонам 344-001, 344-002, а также операторам своего сбытового участка.
- Как ведутся расчеты, если дом не оборудован общедомовым прибором учета?
- Большинство многоэтажных домов в республике обеспечены общедомовыми приборами учета, если же они отсутствуют, начисление проводится по нормативу, установленному Республиканской службой по тарифам (РСТ), в зависимости от этажности дома. На частный сектор общедомовые нужды не начисляются.
- Вроде бы все понятно, но почему столько проблем, кто несет ответственность за общедомовые приборы учета, электропроводку и т.д.?
- В соответствии с действующим законодательством «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» несет ответственность за режим и качество поставленной электроэнергии до стены дома. За состояние внутридомовых сетей бремя содержания возложено на жителей домов в связи с отсутствием договоров энергоснабжения между управляющими компаниями и ПО «Энергосбыт». И рычаги для этого у них есть. Жильцы дома могут создать инициативную группу, выбрать старшего по дому и навести порядок в своем подъезде и доме.
- От жителей часто поступают жалобы на большие суммы в счетах за общедомовые услуги. Озвучиваются суммы в 200 - 300 рублей ежемесячно. Неужели обычные лампочки в подъезде могут столько «накрутить»?
- Конечно нет! Причины могут быть разными. В каждом случае нужно разбираться индивидуально. Приведу наиболее распространенные из существующих проблем: скорее всего, в таком доме очень много потребителей, которые рассчитываются за индивидуально потреблённую электроэнергию не по счетчикам, а по нормативу; если в квартире нет приборов учета или показания по ним не подаются своевременно. К примеру, если в одной квартире рассчитываются не по счетчику, а по нормативу (допустим, насчитали 300 кВт), а реально жильцы потребляют гораздо больше - 1000 кВт. Соответственно, 700 кВт не будут учтены в счете для данной квартиры. Но ведь эти киловатты никуда не делись! В показаниях общедомового прибора учета они учтены. Получается, что их просто внесут в общедомовые услуги и разделят на всех собственников дома. А если представить, что в доме 50 квартир и хотя бы в десяти расчеты проводятся таким образом? Отсюда и такие суммы в квитанциях.
Есть и другие причины - недобросовестные потребители, которые вмешиваются в работу приборов учета, ставят «левые» розетки, проводки и воруют электроэнергию. Имейте в виду, вся электроэнергия, которую воруют ваши соседи, распределяется на всех. Если вы промолчали о факте воровства, вы просто заплатите за воров из своего кармана. В филиале «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» действует бесплатный круглосуточный телефон «горячей линии» 8-800-100-380. Звоните и сообщайте о таких фактах. Анонимность гарантируется.
- Что делать собственникам квартир, если они не согласны с выставленными счетами?
- Прежде всего они должны обратиться в ближайший расчетно-кассовый центр и сверить данные. Там им представят всю схему расчетов. Если расчет выполнен правильно и проблема заключается в том, как ведется хозяйственная деятельность в доме, потребителям придется оплатить счета в полном соответствии с законодательством. А иначе долг за общедомовые приборы учета будет просто накапливаться индивидуально для каждой квартиры и рано или поздно он будет взыскан в судебном порядке. При задолженности более трех месяцев дело передается в суд.
Единственный способ снизить суммы за общедомовые услуги – навести в своем доме порядок. Необходимо провести собрание жильцов, понуждать соседей устанавливать приборы учета, выявлять факты воровства, устанавливать энергосберегающие лампочки. Навести порядок в своем подъезде, заменить проводку. Один человек не сможет решить эту проблему, только совместно. По сути, мы должны сформировать гражданское общество в каждом многоквартирном доме.
Юлия Сергеева.