Письмо в редакцию
«Потеря близкого человека - всегда большое и невыразимое горе для людей, которые любили его и нуждались в нем. Но, увы, правила современной жизни подчас являются настолько жестокими, что места для морали и обыкновенной человеческой совести в душах некоторых представителей рода человеческого практически не остается. И, к сожалению, мучительным и угнетенным состоянием людей, потерявших близкого человека, нередко пытаются воспользоваться некоторые недобросовестные работники моргов и ритуальных агентств, пытающиеся выжить в условиях жесткой конкуренции.
Вот и в нашей родной Бичуре местный патологоанатом, вероятно, пользуется своим служебным положением и вводит в заблуждение родных покойного, навязывая предоставление ритуальных принадлежностей. При этом есть предположения, что цена на предлагаемые им принадлежности значительно выше, чем в других ритуальных магазинах районного центра.
В патологоанатомическом отделении Бичурской ЦРБ, на мой взгляд, сложилась ситуация, от которой страдают родственники усопших: если не покупаешь ритуальные принадлежности у них, то обмывание, одевание тела, а также патологоанатомическая и судебно-медицинская экспертиза затягивается, соответственно, затягивается и оформление документов».
Как утверждает женщина, некий индивидуальный предприниматель (предположительно супруга руководителя морга) в коммерческих целях использует государственное имущество – помещение патологоанатомического отделения. А сам врач-патологоанатом и санитары, вероятно, превышают свои служебные полномочия. Также, по ее словам, санитары морга в некоторых случаях искусственно затягивают сроки подготовки тела умершего для захоронения.
«Возникает монопольное положение предпринимателя в сфере оказания ритуальных услуг населению. А у других предпринимателей вообще нет возможности реализовывать ритуальные принадлежности, - утверждает читательница и, чтобы не быть голословной, приводит конкретный случай из личной жизни: - В ноябре 2013 года у нас в семье умерла бабушка. Тело было доставлено в здание морга районной больницы. На следующий день мы приобрели ритуальные принадлежности в одном из магазинов районного центра и отправились в морг за телом умершей. Патологоанатом морга нам заявил примерно следующее: вскрытие тела он будет делать только после приобретения ритуальных принадлежностей в морге (причем гроб необходимо приобретать обязательно здесь). Так как гроб мы приобрели в другом месте, все услуги морга будут стоить дороже и тело мы сможем забрать лишь во второй половине дня. В итоге тело покойной нам выдали только после окончания рабочего дня, так как неоправданно долго оформлялись необходимые документы, в частности медицинское свидетельство о смерти…».
Выяснение ситуации
В ходе беседы с корреспондентом «ИП» главный врач Бичурской центральной районной больницы отметила, что оказание похоронных услуг не входит в официальный перечень, утвержденный Министерством здравоохранения Бурятии, и что никаких услуг и тем более пункта торговли похоронными принадлежностями на территории патологоанатомического отделения нет.
Тогда корреспондент решил обратиться к представителям местных фирм, занимающихся торговлей похоронными принадлежностями.
- Абсолютно всем известно, что жена патологоанатома занимается продажей гробов и венков, - говорит продавец одного из магазинов ритуальных услуг, - а сам врач направляет к ней всех клиентов. Получается некий доходный семейный бизнес. Мы же из-за этого терпим огромные убытки.
И действительно, как выяснилось, жена местного патологоанатома занимается похоронным бизнесом, причем, по словам местных жителей, торговлю принадлежностями она ведет прямо из дома. Не отрицает этого и сам врач.
- Если вас интересует бизнес моей жены, то это вопросы к ней, а не ко мне, - говорит патологоанатом. – Я отвечаю только за себя. Никаким похоронным бизнесом я не занимаюсь и никому никаких услуг не навязываю. Мне абсолютно все равно, где люди покупают гробы и венки. Если спрашивают, где можно приобрести, я говорю, если нет, то это не мое дело. По закону я провожу вскрытие в тот же день и в течение двух суток возвращаю тело родственникам. Я действую в рамках своих должностных обязанностей. Если меня просят провести бальзамирование, которое не входит в мои обязанности, то я могу это сделать, но за отдельную плату. Ведь в наше время бесплатно никто ничего не делает. А то, что я навязываю услуги, это неправда. Что касается разговоров, то это ведь деревня, и здесь люди любят все перетирать. Если кого-то что-то не устраивает, то, считаю, люди должны прийти и сказать мне в лицо или обратиться в прокуратуру и суд. Однако этого никто не делает. Я знаю, что за мной греха нет, и поэтому я сплю спокойно.
Экспертное мнение
И действительно, казалось бы, нет ничего противозаконного в том, что в морге могут посоветовать, где приобрести похоронные принадлежности. Поддерживает эту точку зрения и министр здравоохранения Бурятии Валерий Кожевников.
- В Европе, да и во всем мире уже давно в практике, когда все сопутствующие услуги можно получить в одном месте. Ничего зазорного в этом нет, а наоборот, все делается для того, чтобы клиенту было комфортно. Если местная администрация дает добро на организацию такого пункта оказания услуг рядом с моргом, то ничего противозаконного в этом нет.
Однако в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия считают немного иначе.
- Что касается оказания платных медицинских услуг, не входящих в утвержденный перечень, то тут можно говорить о незаконной деятельности, приносящей доход, и этим должны заниматься правоохранительные органы. Что же касается торговли похоронными принадлежностями, то если фирма жены зарегистрирована официально и работает легитимно, то ничего противозаконного здесь нет. Фирмы, предоставляющие ритуальные услуги, вправе самостоятельно устанавливать собственные цены, так как цены на этом рынке государством не регламентируются. Что касается доминирующего положения среди других участников рынка, то в этом случае необходимо провести анализ рынка Бичуры. Если будет выявлено, что фирма жены занимает более 35% рынка, то можно говорить о нарушении статьи 10 Закона «О защите конкуренции» («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»). В этом случае УФАС России по РБ вынесет соответствующее решение, – говорит Татьяна Эрдынеева, начальник организационно-аналитического отдела УФАС России по РБ.
Фото автора