Белоснежная борода окутывает его лицо, поверх усов радушно и благожелательно смотрят добрые глаза. От Белого Старца веет не праздником и весельем, а скорее неземным спокойствием и мудростью.
- Расскажите, пожалуйста, как долго вы существуете на земле и какова ваша природа?
- Я появился очень давно, по человеческим меркам примерно две с половиной тысячи лет назад. Моей родиной можно считать земли монголо-язычных народов. Я появился задолго до существования каких-либо религий, в пору поклонения языческим божествам. Несколько столетий люди поклонялись мне как покровителю всего живого на земле, источнику добра и благоденствия.
В XVIII веке, когда буддизм проник из Тибета сначала в Монголию, потом и в Россию, как бурхан добра и благопожелания я вошел пантеон уже буддийских божеств. С тех пор считается, по буддийским канонам, что Белый Старец, то есть я, - это бог, не достигший нирваны и оставшийся покровителем на земле.
- Где обитает Белый Старец?
- У меня есть своя резиденция. Это большая юрта в Этнографическом музее на Верхней Березовке. В это же время на карте России появилась «Сказочная верста», таким образом, отметили, где я нахожусь. Возле юрты у нас стоят коновязи, у каждой свое имя: Дед Мороз, Снегурочка, Дед Мороз с Ямало-Ненецкого округа. Все, кто ко мне приезжал, отмечены, у всех своя коновязь.
- У всех буддийских божеств есть определенный ритуал, молитва, с которой к ним можно обратиться. Как люди могут помолиться вам?
- Если человек молится за добро, за благоденствие людей, если он желает добра окружающим, то он уже ко мне обращается. Я слышу таких людей и их добрые пожелания. Если вы совершаете добрые поступки, не путаетесь со злом, то доставляете мне радость.
- Как принято изображать вас в искусстве?
- Обычно художники многих поколений изображали меня у реки под деревом в окружении птиц и зверей. Это в полной мере отражает мою сущность: покровительство всему живому в мире. В руках у меня посох, увенчанный головой дракона, - это символ силы, мощи и справедливости. На посох повязан хадак синего цвета, он символизирует чистоту, бескорыстие и радушие. На мне белый дэгэл, повязанный желтым поясом, под ним рубаха желтого цвета, шапка, копна белых волос и длинная борода. На шее крупные четки. Такого канона придерживаются в искусстве и таким меня обычно видят люди.
- Вы часто незримо посещаете дома простых людей во время праздника, наблюдаете за их приготовлениями, оцениваете стол с яствами. Зачем?
- Я смотрю, чтобы у людей все было хорошо, чтобы они соблюдали меры красоты, чтобы они готовились к празднику с чистой душой и добрыми намерениями.
- У вас есть спутник, помощники?
- Да, у российского Деда Мороза есть Снегурочка. А нынче ко мне в гости приезжает Овлийн Овгон, монгольский Зимний Старец. Говорят, у него есть спутница, но пока не знаю, кто она такая и как выглядит. 30 января они ко мне приезжают в гости, вот мы с ними и познакомимся. Будет своеобразный обмен опытом. У меня же никаких помощников нет.
- Вас каждый год посещают гости. Расскажите о них.
- В 2007 году приезжал российский Дед Мороз, мы с ним посетили Иволгинский дацан, поговорили с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. Два-три года назад приезжал японский Санта-Клаус Ямамото из города Ямагато. Это город-побратим Улан-Удэ, поэтому мы наведались с ним к мэру бурятской столицы. Я несколько раз посещал Великий Устюг, общался с Дедом Морозом. К нему приходит несколько тысяч писем в год: один пишет - хочу то, другой - хочу это. Все просят.
В этом главное отличие меня от Деда Мороза. Я не сказочный персонаж, исполнитель желаний. Я божество, я отвечаю за духовность людей, а не за материальные блага. Тем более я с людьми нахожусь круглый год, а не только на зимние праздники. Например, летом ламы проводят Майдари Хурал, там я должен появиться перед людьми в окружении масок других божеств.
- Как люди реагируют на появление Белого Старца?
- Они часто путают меня с Дедом Морозом. Называют бурятским Дедом Морозом. Но я Белый Старец. Да, миссии схожи, но я являюсь божеством, а не персонажем сказок. Это можно объяснить взрослым, но дети все равно ждут подарка. Поэтому я ношу с собой сумку, в которой у меня всегда найдутся подарочки для малышей.
- Кроме монгольского Зимнего Старца, не ждете других гостей?
- Дело в том, что случилось недоразумение. Мне деньги не нужны, но чтобы устроить празднества, нужны некоторые средства. Из бюджета деньги решили не выделять и направить их, как мне рассказали, на летний туристический проект. Так что на Сагаалган с деньгами туго, гостей не ждем. А вообще должен был приехать всемирный казачий Дед Мороз.
- Но праздник не может быть этим омрачен. Что пожелаете нашим читателям?
- В наше время люди друг другу страшно завидуют, делают зло. У людей душа зачерствела, не у всех, конечно. Я как Белый Старец призываю, чтобы люди уважали друг друга, ценили чистоту души, правдивость, искренность и творили добро. Ведь по большому счету все исходит от людей.
Если они будут думать о добре, то все получится. Я понимаю, что время диктует свои условия, трудно жить. Но везде нужно знать меру, нужно добрыми делами компенсировать суровость времен. Хотелось бы, чтобы люди жили в согласии, мире и дружбе. Каждый должен помнить, что Белый Старец всегда рядом, будет помогать, вселять надежду и сопутствовать в чистом благочинном деле творения добра.
- У вас, как у божества, хотелось бы спросить о будущем Бурятии…
- Мы все время слышим про глобализацию. А Бурятия находится в очень выгодном, уютном и красивом месте, на берегу чистейшего озера Байкал. Но сейчас там создали туристическую рекреационную зону. А это все ведет к разрушению нашего прекрасного климата, нашей природы. Изучают с помощью батискафов дно Байкала.
Но его нельзя трогать, тем более опускаться на дно. Последствия могут самыми непредсказуемыми, нужно быть очень острожными. К тому же духи местности недовольны. Я понимаю, что этот процесс уже не остановить, люди сюда проникнут и их станет больше. Но не нужно сопутствовать слепо, не глядя, нужно делать с оглядкой на природу, на Байкал, на традиции.
Фото Марка Агнора