Например, монголы представляют программу под названием «Лунный Новый год в Mongolian Secret History». За сутки, точнее, два неполных дня предлагаются: восхождение на шаманскую гору, катание на лыжах (прокат лыж на базе), концерт традиционной монгольской музыки, освоение традиционных монгольских игр, соревнования, посещение семьи монгольских скотоводов, праздничный ужин в традициях местной новогодней кухни, встреча по монгольским обычаям первого дня Нового года до восхода солнца, конные прогулки.
Орлиный фестиваль
Повторить такой тур в Бурятии будет значительно сложнее. Это орлиный фестиваль в национальном парке Тэрэлж. Там туристов ждут охотники со своими орлами в традиционных костюмах. От них можно узнать не только тонкости науки орлиной охоты. Охотники продемонстрируют искусство охотничьей верховой езды и покажут ритуал охоты на лису. Соколиную охоту можно посмотреть и у казахов, живущих в западном аймаке Монголии.
Ледовый фестиваль
На озеро Хубсугул из Улан-Удэ добраться проще и быстрее, чем из Улан-Батора, ведь озеро находится недалеко от Тункинского района. Иностранные туристы в Монголии не жалеют денег на авиаперелет из Улан-Батора в город Мурун Хубсугульского аймака. На льду Хубсугула проходит церемония открытия Международного ледового фестиваля с шаманским ритуалом. Для зрителей шоу – ледовые конные скачки на санях, ледовый автопробег, костюмированная традиционная монгольская борьба в иглу (эскимосское жилище из затвердевшего снега), скачки наездников и искусство владения лассо, борьба на льду и перетягивание каната.
Фестиваль погонщиков верблюдов
Южные аймаки Монголии тоже нашли свою «фишку». Казалось, что кроме необычной природы можно посмотреть в Гоби? А между тем аймак Умноговь предлагает фестиваль погонщиков верблюдов в Булгане.
Вначале торжественно пройдет парад верблюдов. Затем начнутся соревнования на звание лучшей пары верблюжьей упряжки, знаменитые соревнования по игре в кости, верблюжье поло. Раскидывается ярмарка продуктов питания и верблюжьих ремесленных изделий. Гонки на верблюдах сопровождает тотализатор.
После гонок годовалых верблюжат проходят соревнования погонщиков верблюдов.
Уже после закрытия фестиваля туристов приглашают на экскурсии к древним наскальным петроглифам, на кладбище динозавров. Отдельный пункт - посещение семьи погонщиков верблюдов.
«Облава на волков»
Каждый год мы слышим жалобы о нашествиях волков в селах. Власти учреждают премии за каждого убитого волка. В Монголии же додумались совместить приятное с полезным. У наших соседей волчья охота поощряется властями и является частью правительственной программы. За каждого убитого волка удачливому охотнику полагается от государства премия – баран. Туристы могут принять участие в различных способах охоты на волков: на машинах, загоном и даже с использованием беркутов.
Деление туристов
- В Бурятии очень много интересного и необычного. В первую очередь это озеро Байкал, его всегда хотят посещать как российские, так и зарубежные туристы, - рассказывает председатель Монгольского центра туризма Дамба Гантемур. – Мы же в Монголии стремимся развивать туризм, связанный с погружением в кочевой образ жизни - с привлечением местных жителей, с проживанием в юртах.
Маркетинговый секрет соседей прост: всех туристов делят на четыре большие категории. Первая - это японцы, путешествующие большими группами, в основном приезжающие в Улан-Батор (столицу страны), пустыню Гоби и древнюю монгольскую столицу Хар Хорин. Японцы, пожалуй, самые желанные гости. Они богаты, не торгуются при покупке сувениров и прилетают еженедельно на чартерных рейсах в единственный монгольский международный аэропорт Буянд-Ухаа, расположенный в 15 км к западу от Улан-Батора.
Японцев привлекают буддийские монастыри и природные ландшафты - главная монгольская достопримечательность. На севере - леса и горы, в центре - степи, а на юге - пустыня Гоби, где были найдены скелеты динозавров и ведутся регулярно палеонтологические исследования. В Монголии много редких растений и животных, которых охотно фотографируют японцы.
Вторая категория - туристы из Европы, Австралии и Северной Америки, посещающие страну по пути в Китай или Россию. "Транзитники" останавливаются на неделю и покупают те же программы, что и японцы. К третьей относятся немногочисленные туристы, приезжающие на 14 и более дней по специальным приключенческим и экзотическием турам. И, наконец, четвертая (самая малочисленная категория) - богатые охотники, существенно пополняющие казну страны. Туры для охотников, во время которых разрешается охотиться на горных баранов, волков, куланов и диких коз, стоят от $25 тысяч.
Только летом
Охотничьи туры на кабанов и коз предлагаются и на территории Бурятии. Стоят они тоже прилично: примерно 60 - 80 тысяч с одного человека. Да и чтобы найти подобную программу, нужно постараться и обзвонить несколько турагентств Улан-Удэ. Для приезжих, которые хотят погрузиться в самобытную культуру бурятского края, предусмотрено посещение деревень. Туристов привозят в деревенскую глубинку, поселяют в юрты, а по соседству в аутентичном окружении живет бурятская семья.
В таких условиях иностранные и иногородние туристы могут приобщиться к азам бурятского скотоводства, научиться валять баранью шерсть и вдоволь напиться кумыса. Однако подобные развлечения доступны для туристов только в летнее время. Местные туроператоры предлагают и туры в честь празднования Белого месяца. В основном это экскурсии по столичным музеям с возможностью посещения праздничных мероприятий.
По словам господина Гантемура, Бурятии нужно создать узнаваемый коммерческий продукт, который был бы востребован по всему миру.
- Что-то вроде ваших унтов, но более универсальное, то, что люди могли использовать, находясь на других континентах. Потому что просто интересными турами людей не привлечешь, должна быть экономическая основа, - отметил Гантемур.
Кроме всего прочего, глава центра туризма отметил, что Бурятия может быть очень интересна для монгольских туристов.
- В первую очередь это посещение братского народа, интересно посмотреть на традиции бурят. В то же время Бурятия может представить уникальный образец гармонии двух культур, двух мировоззрений и идеологий, - подвел итог беседы Гантемур. – Это соседство Востока и Запада, европейской и азиатской культуры. У вас есть очень интересная задумка с продвижением исторической достопримечательности – хунну. В то же время есть исконно русские обычаи, традиции. Это уникально, и это нужно развивать. Потому что такого в Монголии не увидишь.
В Монголии на туристов работают около 250 местных агентств, 10 из них делят между собой 80% туристического рынка. Они объединены в Монгольскую ассоциацию туристических агентств (МАТА).
Ассоциация гостиниц объединяет владельцев различных средств размещения. Около 60 отелей (более 2,5 тысячи мест) находятся только в Улан-Баторе, примерно столько же мест могут предложить иностранцам в провинции. Многие туристы останавливаются просто в юртах (гэрах). Все отели частные и не имеют какой-либо определенной категории.
По крайней мере, даже один из лучших отелей Улан-Батора "Чингисхан", построенный с помощью югославов, не входит в международные цепочки и не аттестован. Главная задача правительства - содействие развитию частного сектора в туризме и привлечение зарубежных туристов и инвестиций. Координирует всю деятельность Национальный центр туризма, созданный при Министерстве развития инфраструктуры. Возможно, поэтому Монголии удается развивать природный и культурно-исторический туризм гораздо лучше, чем Бурятии.
Андрей Ян, Владимир Буяхаев.
Фото eyra-0501.livejournal.com