Недавно новость о том, что наш земляк из Улан-Удэ продал свой проект компании-гиганту в сфере интернет-технологий за баснословную сумму – миллион долларов, за считанные часы облетела соцсети, блоги и республиканские информационные сайты. Кто-то восхитился, кому-то стало любопытно, а большинству слегка завидно
Infpol.ru» удалось связаться с Бадмой Будаевым, в своем интервью молодой предприниматель развеивает слухи вокруг своей персоны и рассказывает о своем подходе к жизни, работе и о секретах успеха.
О бизнесе
- Бадма, расскажи немного о себе. Как и с чего начинал карьеру?
- Я родился в Улан-Удэ, в обычной семье. Родители по образованию инженеры, мама программист. Окончил ВСГУТУ по специальности «Финансы и кредит». Сразу скажу, сам я не программист, всегда хотел финансами заниматься и увлекался технологиями. Второе образование – юридическое. На вторую «вышку» пошел учиться даже не для какой-то цели, просто заняться нечем было. Была возможность, и я решил, почему бы и нет. Как окончил университет, уехал в Москву.
- В столицу поехал с конкретной целью, тебя там уже ждала работа или рванул наобум?
- Скорее наобум. Поехал попытать счастья, грубо говоря. Ничего конкретного не было, ни жилья, ни работы. Жил у друзей. Мне хотелось найти интересную работу. В Улан-Удэ, считаю, для финансиста таковой нет. И я не думал, что у меня может что-то не сложиться. Была уверенность, что все получится.
- С чего начал поиски работы?
- В первый год работал бухгалтером в одном из подразделений РАО «ЕЭС». Устроился туда так очень «по-бурятски» – родители помогли. Разобрался в бухгалтерии, за это время привык к городу. Затем уже сам устроился в Ernst&Young. Это большая аудиторская компания, которая проверяет финансы крупных компаний. Туда идут многие выпускники финансовых ВУЗов, чтобы начать свою карьеру. Этакая кузница кадров, маленькая зарплата, но очень большой опыт. Тогда я ездил по всей стране, побывал на самых разных предприятиях – угольных, пищевых. Однажды приезжал в Бурятию проверять Селенгинский ЦКК.
- Когда ты стал вплотную заниматься интернет-технологиями?
- В 2010 году устроился работать в компанию DST (Digital Sky Technologies). Это крупный инвестиционный фонд, основанный известным бизнесменом Юрием Мильнером. Пришел туда как раз в тот момент, когда компания разделялась на интернет-холдинг Mail.ru и глобальный инвестиционный фонд. Я участвовал в процессе IPO акций Mail.ru на лондонской бирже. Затем, уже будучи в фонде, работал в роли финансового директора. Наша компания инвестировала в Фейсбук, Твиттер и другие известные стартапы. Получил огромный опыт. Спустя два года решил уйти, так как там моя карьера подошла к логическому концу. Грубо говоря, круче было уже некуда. К тому же всегда хотелось свой бизнес.
- Расскажи подробнее о своем проекте, который в итоге так приглянулся Яндексу. Как родилась идея его создания?
- В 2012 году идея пришла моему партнеру и другу Мергену Чумудову (до этого вместе работали в Ernst&Young), он родом из Калмыкии, уже давно живет и работает в Москве. У него были интернет-магазины, и основной трудностью и одновременно конкурентным преимуществом, по его словам, были продажи в регионы России. Мерген предложил создать систему - агрегатор, который бы организовывал доставку товаров по всей стране. Я его поддержал, понимая, что e-commerce (интернет-коммерция) сейчас самая «горячая» тема, особенно в России. И мы составили план действий.
- Не страшно было полностью за весь процесс брать ответственность на себя?
- Нет, в любой компании всегда на мне была высокая ответственность. Для меня нет разницы в этом плане, как говорится, «работать на дядю» или на себя. Это одинаковый уровень ответственности. Мы столько инвестировали в другие проекты, так что появился такой порыв - сотворить что-то самому, при этом участвовать не только в финансовых процессах. Было интересно.
- Что еще повлияло на решение уйти из известной компании и рискнуть начать свой бизнес?
- Я понимал, что надо делать что-то, пока молодой. Время идет, потом будет сложнее. Хотя 29 лет в Москве – это не так уж много, на Западе 30-летние вообще считаются молодыми людьми. В Бурятии не так, мои знакомые в Улан-Удэ, которым сейчас 30-31, уже такие взрослые дяди-тети, по сути. Разные мерки почему-то. Вспоминая сейчас, сложно сказать, что тогда было основным при принятии решения. Просто я четко знал, что мы будем делать. Было очевидно - мы обречены на успех (смеется).
- То есть сложностей в развитии не было, и бизнес сразу пошел?
- Смотря как понимать фразу «бизнес пошел». Друзья спрашивают: «ну как, прибыль есть»? Если судить по этому, то пока нет. Интернет-бизнес начинает окупаться очень не скоро. Но если судить по воплощению идеи, то да. Мы сделали все так, как хотели. Глобальных сложностей не было. Мы ведь были не совсем молодые мальчики, работали в американских компаниях, имели свой бизнес, много раз видели, как все делается.
- Но как и на любом рынке здесь наверняка пришлось столкнуться с конкуренцией?
- Первоначально была такая ситуация. Мы только закончили презентацию, оформили бизнес-план, в этот же день выходит проект конкурента – почти один в один, как наш. Думали - что теперь делать? Мы только придумали это, а они уже сделали. Но потом решили, что просто сделаем это лучше.
- И вам это, по всей видимости, удалось. Компания «Яндекс» для сотрудничества среди множества стартапов выбрала именно вас.
- Да, их проект «Яндекс Маркет», по идее, крупнейший сайт для покупок. Они искали удобный сервис, и мы им понравились, заключили партнерство. Они купили наш софт за этот пресловутый миллион долларов. Хотелось бы отметить, что этот миллион не мой, над программным обеспечением работало много людей. У меня в кармане этого миллиона нет. Те, кто разбирается в бизнесе, тот знает: главное - не те деньги, которые ты получаешь, а которые получает компания. В нас сейчас вложили средства, и мы можем позволить себе расширить команду разработки, больше вкладывать в маркетинг. А для нас лично в материальном положении ничего не изменилось.
О Бурятии
- Как часто бываешь на родине?
- Очень часто. Приезжаю к родителям, друзьям. Мне очень нравится дома. По работе я бывал во многих странах - от Америки до Арабских Эмиратов, там интересно, красиво, но это не мое. Я понял, нет ничего лучше бурятской природы.
- Можно сказать, что у тебя нетипичное мышление для улан-удэнца. Что поспособствовало формированию твоего мировоззрения?
- Мое бизнес-мировоззрение формировалось в Москве во время работы. К тому же я много читал. Ту же биографию Стива Джобса, книгу «Финансист» Теодора Драйзера, очень много кратких заметок о замечательных людях. Художественную литературу вообще никогда не читал. Либо профессиональное что-то, либо биографии.
- А если бы ты остался в Бурятии, как думаешь, как сложилась бы твоя жизнь?
- Думаю, все круто было бы. И я остался бы таким же. Если спросить друзей, я глобально не поменялся. И вообще люди в Москве и здесь сильно не различаются, те же смартфоны, те же разговоры. То есть технологии сильно сближают. Но наши люди почему-то боятся чего-то, загоняют себя в рамки. Если ты окончил «Финансы и кредит», то нужно идти в банк работать. Почему? Надо шире мыслить, я так считаю. И делать то, что нравится по-настоящему и от души. Не надо бояться, в том числе чужих мнений.
- Многие боятся ехать в ту же Москву из-за национализма.
- Бытовой национализм есть везде, в том числе в Бурятии. Москва очень космополитичный город, поэтому этот страх очень иллюзорный. Хотя, конечно, были такие мелкие – в магазине, допустим. Но у меня опыт такой, что я в основном работал не в российских компаниях, а в американских, а там с этим все строго, поэтому мне сложно судить.
- Если следишь за событиями в Бурятии, то, как можешь оценить развитие бизнеса в родной республике?
- За бизнесом особо не слежу. Но люблю читать новости о стартап-движении в Улан-Удэ, которое сейчас набирает обороты. То, что открывают антикафе, «Информ Полис» запустил проект «Стартап» - это все очень классно. Уверен, у нас много талантов, но им нужна поддержка.
О Мультишипе
- Объясни вкратце на простом языке, что такое проект Multiship?
- Если просто, то это сайт, который помогает интернет-магазинам доставлять товары в регионы. Все знают, что это проблема для того же Улан-Удэ - купить что-то в Интернете. Либо магазины не доставляют до Бурятии, либо нужна предоплата и прочее. Это большой барьер для покупок. Мы с Мергеном и командой пишем программу, которая в итоге позволит тому же улан-удэнцу купить товар в любом магазине страны, и ему доставят, скажем, за 9 дней за 150 рублей и он сможет оплатить по факту.
- По сути, система интернет-продаж меняется в корне благодаря проекту?
- Мы считаем, что действительно наша компания на много повлияет. И мы с Яндексом очень многое можем сделать. Половина всей интернет-торговли сконцентрирована в Москве. Так что есть очень большой потенциал роста. Основным барьером является логистика, хотя интернет проник уже всюду. Теперь это движение не только, конечно, из-за нас, но точно с помощью нас может развиваться.
- И, цитируя Стива Джобса, «вам удастся изменить мир»?
- Ну… да. Отчасти так и есть. Мы ради этого все и делали, чтобы оставить след, быть полезным. Это, наверное, самое главное в жизни.
О самосознании
- Общение с кем наиболее серьезно повлияло на формирование твоих взглядов на жизнь, работу в частности?
- Все мои начальники от первого до последнего – это те люди, которые меня многому научили. В каждой компании, где я работал. Выделить кого-то одного сложно. Все бывшие начальники остались для меня друзьями, со всеми в хороших отношениях. Мне кажется, это даже мое основное умение – общаться с людьми, каждый человек на твоем пути - учитель.
- Что бы ты еще хотел сказать своим землякам?
- Хочу поздравить всех с Сагаалганом. А вообще, много хочется сказать. Первое, чтобы наши буряты поняли, что нет в жизни рамок, нет преград. Тем более, наша религия буддизм, да и шаманизм, говорят, что не надо ничего бояться. Делай то, что нравится и все. А второе – ведите здоровый образ жизни. Ожирение доходит уже до Улан-Удэ, люди не следят за собой. По теме алкоголя мне близка позиция Солбона Лыгденова, снявшего «Булаг». Я присоединяюсь ко многому, что он говорит об отношении к жизни.
- В чем на твой взгляд причины основных современных проблем бурятского народа?
- Я считаю, причина в отсутствие самосознания. Люди не понимают, кто они. Во-первых, многие не могут определиться кто они в плане профессии. Потом для самих же непонятно, кто такой бурят. По-бурятски не говорят, историю свою не знают. Также нет глубинного понимания религии - пришли в дацан поклонились – для чего, что, зачем? А по телевизору им показывают богатых людей, шикарную жизнь, а у них денег нет. В голове диссонанс очень мощный получается. Проблема в отсутствии самосознания, то есть, нет целей и понимания, куда все идет.
- Ваши планы на ближайшее время?
- Делать Мультишип. И вместе с Яндексом попытаться изменить мир. Хотел бы какую-то лекцию, мастер-класс дать в Улан-Удэ.
Справка infpol.ru
Бадма Баирович Будаев - директор по развитию компании Multiship.
29 лет. Родился в Улан-Удэ. Окончил школу №32. Получил два высших образования: экономическое и юридическое (ВСГУТУ). В конце 2005 года уехал в Москву. Работал в различных мировых компаниях в сфере финансов и компьютерных технологий. В 2012 году с партнером начал работу над интернет-проектом по организации онлайн-продаж Multiship. В конце 2013 года вместе с проектом заключил партнертство с «Яндекс».
*Карьера
Июнь 2007 – март 2010 – компания «ERNST&YOUNG». Специалист
Март 2010 – ноябрь 2010 – «Mail.Ru Group» (f.k.a. DST). Финансовый аналитик
Ноябрь 2010 – июнь 2012 - компания «DST Global». CFO (Chief Financial Officer) – финансовый директор.
Июль 2012 – компания «Multiship», собственный проект. Директор по развитию
Фото из архива Бадмы Будаева