Общество
11237

Первый бурятский олигарх

Как Бадмажаб Ирдынеев стал почтенным купцом Алексеем Старцевым. По следам кяхтинских купцов проехал Николай Фильшин, историк, член Союза журналистов России

Занимаясь в течение шести лет проблемами возрождения Великого чайного пути как туристического маршрута, он накопил немало материалов по истории кяхтинского купечества.

Сын декабриста и бурятки

Мало кому известна судьба известного кяхтинского купца 1-й гильдии Алексея Дмитриевича Старцева. Он был сыном декабриста Николая Александровича Бестужева и дочери пастуха бурята Ирдынея. Поскольку Бадмажаб не имел официального отца (ссыльные декабристы как «государственные преступники» лишались права иметь официальных детей, что являлось элементом наказания), то его записали Ирдынеевым, по имени деда.

22 февраля 1860 года был крещен «Селенгинской степной Думы ясачный бумальсутульского рода Бадмажаб Ирдынеев, 18 лет. Воспреемники Почетный гражданин 1-й гильдии купец Дмитрий Дмитриевич Старцев, Почетная гражданка Федосья Дмитриевна Старцева. При крещении Бадмажаб Ирдынеев принял имя Алексей» (Национальный архив Республики Бурятия, ф. 346, д. 17, л. 93 об.). Приведенный документ цитируется по книге Василия Петрова «Тайна селенгинской шкатулки».

Таким образом, Бадмажаб Ирдынеев стал Алексеем Дмитриевичем Старцевым. С юных лет А.Д. Старцев был помощником своего приемного отца, был приказчиком и у купцов Лушниковых. С первым, после русско-китайских переговоров 1858 и 1860 годов, торговым караваном отправился в Китай, обосновался в Тяньцзине и завел собственное дело. Имел там около сорока каменных домов, построил типографию, внес большой вклад в развитие чаеторговли через Кяхту в Россию и Европу, в укрепление российско-китайских отношений.

Он собрал всемирно известную коллекцию предметов буддийского культа, по свидетельству современников, единственную в мире по полноте, за которую один из европейских музеев предлагал огромную по тем временам сумму – три миллиона франков. Не менее знаменитой была и не имеющая себе равных  библиотека А.Д. Старцева, в которой были собраны редчайшие древние книги и рукописи Востока. К великому сожалению, эти богатейшие коллекции погибли в Тяньцзине во время «боксерского» восстания 1900 года. Гибель коллекции была одной из причин, вызвавших смерть А.Д. Старцева 1900 году.

Действовать честно и открыто

Женился А.Д. Старцев на кяхтинке Елизавете Николаевне Сидневой, дочери кяхтинского купца. Свадьбу сыграли в Кяхте с присущим здесь купеческим размахом.

Занимаясь торговыми делами, при заключении сделки следовал правилу – действовать честно и открыто. Через десять лет стал крупнейшим чаеторговцем и самым уважаемым европейцем в Китае. Позднее современник писал: «…многие десятки тысяч китайцев были хорошо осведомлены о Старцеве». Очень уважали его, почитали и даже дали ему многозначительное прозвище Бао-ши, что означает «драгоценный камень».

Уже будучи миллионером,  Алексей Дмитриевич построил в своем парке первую в Китае демонстрационную железную дорогу длиной две мили и телеграф. Хорошо знал бурятский, монгольский, китайский и несколько европейских языков. Был членом французского муниципального совета Тяньцзиня. За успешную организацию и участие в китайско-французских переговорах был награжден орденом Почетного легиона. В те же годы он был помощником российских дипломатов.

Старцев был одним из инициаторов создания и членом правления Русско-Китайского банка. В 1894 году Алексей Дмитриевич пожертвовал свой двухэтажный каменный дом в торговой слободе Кяхте для размещения в нем коллекций Кяхтинского краеведческого музея. После официального открытия отделения и музея Старцев был избран почетным членом Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Русского императорского географического общества.

Он собирал исторические документы и материалы о Забайкалье. Финансировал деятельность общества, изучение Амурского края, жертвовал на строительство зданий музеев во Владивостоке и Хабаровске.

По моему мнению, в сентябре 2014 года, в период проведения в Кяхте международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Русского географического общества, необходимо будет открыть отдельный стенд, посвященный  Алексею Дмитриевичу Старцеву - одному из наиболее известных кяхтинцев.

Уважение императора

Следы кяхтинских купцов я обнаружил в городе Ухань (в ХIХ веке - г. Ханькоу). Знаменитый купец А.Д. Старцев в Тунчжоу принимал чай от Ханькоуской фирмы кяхтинских купцов «Токмаков, Молотков и К» и отправлял его на верблюдах в Калган. В Калгане чай для дальнейшей отправки передавали комиссионерской фирме кяхтинского купца А.М. Лушникова. Зона действия А.М. Лушникова – Калган - Урга.

Поступившие чаи комиссионерская фирма кяхтинских купцов «Коковин и Басов» переправляла в Кяхту. Кяхтинский купец Альберт Александрович Хомзе, уехав в Петербург,  открыл вместе с кяхтинскими купцами Басовым и Коковиным чайные магазины «Цзинь Лунь». Так что размах торговли китайским чаем у кяхтинских купцов раскинулся на всю Евразию.

В Ухани я вдруг ощутил атмосферу города конца ХIХ века, где до сих пор сохранились приметы «русского прошлого». В городе сохранилась православная церковь, построенная в честь святого князя Александра Невского, в которой начали делать капитальный ремонт. В 1998 году церковь стала памятником архитектуры г. Ухань и находится под охраной государства. Сохранились усадьба братьев Батиевых, дом Литвинова, дом «Синьтай, улица Фучан». Здесь, в Ханькоу, являющемся составной частью современного города Уханя, до сих пор можно ощутить очарование «Восточного чайного порта».

В далеком 1890 году будущий русский император Николай I совершил  путешествие в Азию. В апреле 1891 года царевич со свитой добрался до Китая. По мере развития Чайного пути русские купцы почти полностью заняли рынок кирпичного чая в Ханькоу. В то время в городе работали десятки торговых компаний, среди которых отличались «Шуньфэн», «Синьтай», «Фучан» и «Юаньтай». Их называли «четверкой иностранных торговых компаний русских чаеторговцев».

На второй день визита будущий российский император стал почетным гостем на 25-летнем юбилее чайной фабрики «Синьтай». Владельцы чайной фирмы «Синьтай» кяхтинские купцы Токмаков и Молотков, владелец чайной фабрики «Фучан» Панов и другие русские чаеторговцы участвовали  в праздновании. В своей речи на юбилее престолонаследник три раза произнес слово «великий»: «5000-километровый Чайный путь – это Великий чайный путь! Русские чаеторговцы в Ханькоу – это великие торговцы!».

29 декабря 2013 года наша российская делегация из Москвы, Иркутска и Кяхты приняла участие в торжественном открытии памятника Великому чайному пути в г. Ухань (Ханькоу). Как коренной кяхтинец, я этим очень горжусь.

Автор: Редакция INFPOL.RU

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях