бурятский язык
17045

"Стеснялся, что лицо не азиатское…"

Пока чиновники в кабинетах решают судьбу бурятского языка, жители республики устроили настоящую революцию по его сохранению

«Я изучаю бурятский язык, потому что это язык моих предков», «Жить на бурятской земле и не знать национального языка - стыдно» - последние недели такими комментариями пестрят аккаунты жителей Бурятии в социальных сетях.

При этом стремление изучать родной язык не ограничивается постами в «ВКонтакте». Жители республики устраивают бесплатные и бюджетные курсы для желающих изучать родной язык, снимают социальные ролики на эту тему и борются с исчезновением языка своими, зачастую очень оригинальными методами.

Мейнстрим, модный тренд, революция или осознанные действия по сохранению языка предков – можно называть происходящее как угодно, однако сути это не меняет: такого горячего и искреннего интереса к родному языку в Бурятии не было давно.

«Пошла учить бурятский!»

«Я русская. Я считаю, что русскому, живущему (родившемуся) в Бурятии, нужно знать бурятский язык. Хотя бы бурятские традиции, историю. Ты думаешь: «Зачем мне бурятский, если я буду жить в Москве?». А что подумает о тебе москвич? Когда ты не сможешь рассказать ни о чем, кроме как о прекрасной природе Байкала да голове Ленина. По-моему, было бы здорово рассказать легенды своего края, спеть песни на НАШЕМ языке, показать, что ты уважаешь свою родину». Из анонимной записи в «ВКонтакте».

На прошлой неделе социальные сети в буквальном смысле взорвались – режиссер Солбон Лыгденов разместил четыре короткометражки, посвященные бурятскому языку. Трогательные и в то же время хлесткие ролики о том, как здорово знать родной язык, для многих пользователей сети стали мощной мотивацией.

Тысячи перепостов, сотни комментариев… Кто-то почувствовал себя уязвленным: «Было бы стыдно, если бы девушка мне так ответила, а я не смог бы ничего сказать». Других ролики больно задели: «А если бы я не смогла помочь этому деду??? Пошла учить бурятский!!!».

Особенный интерес у посмотревших ролики вызвали русские актеры – Виталий Нестеров и Людмила Дригунова, ребята, идеально говорящие на бурятском языке.

Как рассказала 21-летняя Людмила Дригунова «Информ Полису», она не просто заучила отдельные бурятские слова для роли, а является носителем языка.

- Я из Хошун-Узура, бурятской деревни Мухоршибирского района, - говорит девушка. – На бурятском разговариваю с детства, считаю его родным языком. И в семье абсолютно все прекрасно говорят на двух языках. Я с удовольствием согласилась сняться в этом ролике, хочу показать своим примером, как здорово знать бурятский язык. Я учусь в БГУ. Из всей группы только я и еще пара человек хорошо знают бурятский язык, остальные даже не стремятся изучать.

Людмила рассказывает, что часто сталкивалась с забавными ситуациями, схожими с сюжетом ролика.

- Например, при мне парни на бурятском языке обсуждают, как я им нравлюсь, а я вдруг им отвечаю, тоже на бурятском. Обычно очень смущаются молодые люди, краснеют, - смеется Люда.

В короткометражке Людмила играет девушку, которая приходит знакомиться с большой бурятской семьей своего молодого человека. Увидев русскую невестку, мать жениха не может скрыть разочарования, но мгновенно тает, заслышав из уст гостьи бурятскую речь. Люда не замужем, но признается: вполне возможно, что такая же ситуация может произойти в жизни.

- Мне кажется, что я, скорее всего, выйду замуж за бурята, - смущенно говорит она. – Они мне ближе, что ли. Моя мама, кстати, вышла замуж второй раз за бурята. Сейчас у нас подрастает моя совсем крохотная сестренка.

Второй актер – Виталий Нестеров - уже «засветился» у Солбона Лыгденова в фильме «Булаг». Ему 22 года, и он считает бурятский родным языком. А еще он учится на… учителя бурятского языка.

- Я родом из села Эдэрмык Кижингинского района. Бурятский язык знаю с детства, все семья говорит на нем. Кстати, мальчик из ролика «Образование» - мой братишка Дима, - говорит Виталий. – Конечно, и преподавателю в школе большое спасибо, что так хорошо знаю язык.

Я хочу быть учителем бурятского языка, потому что мне интересно знать историю и литературу родного края, потому что Бурятия – это моя родина, где я родился и вырос. Я одно время даже стеснялся, что у меня лицо не азиатское. Перестал стесняться буквально с недавнего времени. Со знакомыми стараюсь говорить только на бурятском.

По мнению Виталия, спасать язык нужно не в чиновничьих кабинетах, а в семьях.

- Все идет из семьи, - уверен он. – Нужно, чтобы родители дома с детьми говорили на родном языке, а потом уже решать на каком-то правительственном уровне, в школе и так далее.

«Задумываешься о корнях»

«Прочитала тут стих на бурятском, не поняла((( три строчки - это понятно, а дальше понимала только некоторые слова. Стыдно очень. Давайте учить бурятский язык!». Из анонимной записи в «ВКонтакте».

- Каждый день к нам записывается около пяти человек, - рассказывает Булат Шагжин, организатор «Буряад соел», курсов по бурятскому языку.

Сегодня на курсы, которые идут в десяти школах города, ходит больше 200 (!) улан-удэнцев. Курсами при этом все не ограничивается – организация устраивает вечера, посвященные бурятской литературе и музыке, выезды на экскурсии.

Плата за занятие символическая – всего 100 рублей. При этом вся плата уходит преподавателям бурятского языка. Организаторы же несут только траты, связанные с закупкой учебников и литературы.

- Я 12 лет прожил в Москве, - говорит Булат. – За эти годы стал забывать родной язык. Когда моя семья переехала в Улан-Удэ, мы с супругой почувствовали потребность в том, чтобы вновь начать изучать бурятский.

Булат и его супруга Ольга нашли объявление о курсах бурятского. Каково же было их удивление, когда они пришли на первые занятия – как оказалось, со всего города на курсы записалось всего лишь три человека. Именно тогда Булат подумал о том, что нужно проявить инициативу.

- Мы написали петицию о бурятском языке главе, собрали больше двух тысяч подписей. Когда нашли единомышленников, почувствовали, что интерес наших земляков к проблеме нарастает, организовали курсы, - рассказывает мужчина.

Курсы решено было устраивать на базе школ. Сейчас в «Буряад соел» преподает больше десяти учителей бурятского языка, курирует их учитель высшей категории и руководитель методического объединения учителей бурятского языка Лидия Базаржаповна Хазагарова.

По словам Булата, основной контингент учеников – люди около сорока лет.

- В этом возрасте приходит осознание, задумываешься о корнях, о прошлом и будущем своего народа, - объясняет Булат. - Многие приходят по религиозным причинам - в тенгрианстве и буддизме значение родного языка очень велико.

Он рассказывает, что и у молодежи наблюдается большой интерес к языку.

- Я думаю, что молодежь стала активно интересоваться из-за вопроса самоопределения. Когда сильно оторван от корней, возникает чувство возмущения, обратной реакции, - считает организатор.

Автор: Валентина Габышева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях