бурятский язык
9453

Аркадий Цыбиков: «Многим депутатам стыдно!»

Пока только два депутата Народного Хурала РБ откровенно высказались о том, как получилось, что на прошедшей 27 февраля сессии депутаты голосовали за один вариант закона об образовании, не зная, что на самом деле голосуют совсем за другой

Вот что рассказал по этому поводу депутат Аркадий Цыбиков:

—За прошедшие несколько месяцев после декабрьской сессии Народного Хурала было проведено множество совещаний, круглых столов, встреч по теме сохранения и развития бурятского языка, в частности, по его обязательному изучению как предмета. Была создана рабочая группа с участием представителей Хурала, правительства и общественности. На последнем заседании было единогласно решено, что бурятский язык как государственный будет изучаться в обязательном порядке. Мы были уверены, что этот законопроект пройдет слушания во всех комитетах и будет принят на сессии. 13 февраля неожиданно пришла поправка прокуратуры, трактующая изучение бурятского языка по желанию родителей. Многие депутаты этого не знали, как и я. Потому что на заседании комитета эту поправку не обсуждали. Поэтому мы предполагали, что в повестку сессии включен проект закона в последней редакции без поправки. Поэтому проголосовали «за».

И почему-то согласие нашего комитета было использовано так, как будто мы, наш комитет, поддерживает поправку прокуратуры. Поэтому на сессии я ничего не знал. Когда вечером мне начали звонить, я был просто ошарашен, как такое могло произойти? Конечно, мое отношение к этому как депутата отрицательное.

- То есть, когда вы голосовали на сессии, думали, что голосуете за обязательное изучение бурятского языка в школах?

- Да! И многие депутаты так думали. Потому что выступление министра образования было очень коротким. Он упомянул о совместной работе правительства и Хурала, после которой приняли решение об обязательном изучении бурятского языка. Поэтому я сидел спокойно и радовался первому шагу на пути к сохранению и развитию бурятского языка. Сегодня я нахожусь в недоумении. И многие депутаты выражают свое недоумение. Но, к стыду своему, мы на сессии принимали более 60 законов, и происходило все очень быстро. Хотя, люди, которые знали, могли бы все пояснить. К сожалению, мы на комитете не обсуждали поправку.

- А что говорят в профильном комитете по социальной политике, где и вносили эту поправку?

- Профильный комитет в принципе соблюдал все нормы регламента. Но почему-то мы ничего не знали. Ряд депутатов, знавших о поправке, отсутствовал на сессии, получился такой форс-мажор! Вот такая неприятная ситуация. Многим депутатам стыдно. Вы знаете, что было очень много статей, круглых столов, роликов. Все ждали положительного решения. Сегодня нам придется как-то объясняться перед своим народом, избирателями за такой результат.

- Но председатель комитета по социальной политике в интервью нам сообщил, что озвучивал как содокладчик то, что внесена поправка прокуратуры. Никто из депутатов не выступил.

- Дело в том, что поправка была внесена одним блоком. Голосовали очень быстро. И у меня даже было желание выступить и поздравить депутатов с принятием закона об обязательном изучении бурятского языка. Получается, что те, кто был против обязательного изучения, проголосовали «за». И наоборот, те, кто был «за» проголосовали «против». В этой ситуации не надо делать большой трагедии. Я думаю, что мы вернемся к этому вопросу на очередной сессии, чтобы рассмотреть его снова. Считаю, что пора ВАРКу сказать свое внятное слово по этому вопросу. Общественной палате надо выразить свое мнение. Депутатам выступить перед своими избирателями и ответить на их вопросы, объясняться на своих округах. Будем искать разные варианты. В частности, мы сегодня рассматриваем другую редакцию этого закона. Например, сделать обязательным изучение бурятского языка для его носителей. И не в начальных классах изучать, а до 10 или 11 классов. Такие варианты есть в некоторых республиках. Мы проводили мониторинг в других республиках. В 8 республиках Российской Федерации родной язык, язык коренного этноса, изучается в обязательном порядке всеми. В трех республиках он изучается носителями языка. Но есть и такие республики, как Тыва и Саха Якутия, где этот вопрос не стоит. Там, скорее всего, по выбору.

- Если вы собираетесь вернуться к этому вопросу, значит, глава республики еще не подписал этот закон?

- Пока я не могу ответить на этот вопрос. Но думаю, что Вячеслав Владимирович должен объяснить ситуацию. Потому что он обещал закон об обязательном изучении бурятского языка для его сохранения и развития.

- Депутаты, которым мы звонили, подтверждают, что в разосланных им накануне голосования документах таблицы с поправкой не было.

- Правка была внесена прокуратурой. Вы знаете, что по Конституции России может быть обязательным изучение государственных языков. Решением Конституционного суда России признано, что в республиках могут вводить обязательное изучение государственного языка в тех же объемах, что и русский язык. Это применяется в Татарстане и Башкирии. Таким образом, мы не нарушали ни Конституцию РФ, ни федеральные законы. Все шло в правовом поле. Я думаю, что фракция КПРФ поддержит это. Фракция «Единой России» тоже до сессии решила голосовать за обязательное изучение бурятского языка. Но широкого обсуждения нового проекта не было. Это большой минус. Что мы сегодня можем сказать десяткам тысяч людей? Было затрачено столько сил и времени. В результате – разочарование. Поэтому, повторю, что не надо делать трагедию и продолжать работу в рамках правового поля.

- Один из ваших коллег сказал, что после такого прецедента он обратится в комиссию по регламенту, чтобы не было такой спешки, чтобы прекратили обсуждать 60 вопросов за 1 день сессии.

- Да, есть такой вопрос. Но, с другой стороны, перед сессией все вопросы подробно обсуждаются на комитетах. Любой депутат может прийти на заседание другого комитета. Подготовка документов идет задолго до сессии. Но, конечно, надо более детально и дольше работать на самой сессии. Мы все время торопимся.

Один из трех проголосовавших «против» в этом вопросе был коммунист Федор Бураев. По его мнению, в новом законе об образовании есть много других недочетов, помимо вопроса об изучении бурятского языка, и он проголосовал бы «против» в любом случае. Федор Бураев еще более категоричен и называет случившееся «подлогом».

- Произошел подлог законопроекта. Процедура принятия таких документов довольно сложна, и требует согласования во всех комитетах Народного Хурала. Все было получено, и везде фигурировала норма об обязательном изучении бурятского языка как государственного, и как родного. Однако, прокуратура внесла свою поправку – оставить бурятский язык на добровольной основе. Более того, решение об этом должны принимать не директор школы, не родительский комитет, а индивидуально родители. Понятно, что язык как государственный нужно изучать обязательно. Но к этому закону есть еще масса других вопросов. Народные избранники первоначально отказывались давать официальные комментарии, но теперь, видимо, что называется, прозрели, - заявил Федор Бураев.

Фото Марк Агнор

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях