Заявки на участие в турнире поступают со всей Сибири и даже из городов центральной России. Одним из фаворитов турнира в нынешнем году считается Александр Карпов. Родом он из Костромы, приехал в Бурятию из Таджикистана и с гордостью носит боевое прозвище «бурят»…
- Александр, предлагаю сразу же «раскрыть карты»: почему «бурят»?
- На самом деле все просто. Мои родители – военнослужащие, в Бурятию нас отправили по назначению. И в будущем я хочу продолжить семейную традицию, планирую стать военным, готовлюсь к службе в спецназе. В спецназе, как мы знаем, у каждого бойца есть позывной. Если все удастся, возьму себе позывной «бурят».
- Ты приехал в Бурятию из Таджикистана. Тогда почему не «таджик»?
- Ничего не имею против таджиков, просто позывной «бурят» мне нравится больше (смеется). А Бурятией я проникся. Люди здесь хорошие, добрые и открытые. И природа изумительная.
- В Таджикистане люди другие?
- Мне нравится Таджикистан, и жили мы там неплохо. Просто горцы есть горцы, в первую очередь уважают за силу и характер. Потому, чтобы без проблем играть со сверстниками, мне тоже пришлось стать горцем. В Таджикистане я увлекся джит кун-до, китайской версией боев без правил, неоднократно выигрывал первенство республики, выступал на уровне Средней Азии, выполнил норматив мастера спорта Таджикистана.
Тренировки в горах не прошли бесследно. В Бурятии я не испытываю особых проблем с выносливостью, следовательно, могу позволить себе очень плотные тренировки. Соответственно, и расту быстро.
- Прошлый сезон «Стального дракона» ты прошел буквально играючи. К чему готовишься в этом году?
- В прошлом году меня плохо знали и, похоже, недооценили. Даже сейчас соседи и знакомые очень удивляются, когда узнают, чем я занимаюсь. Не похож я на бойца без правил. Теперь же меня рассматривают как одного из фаворитов турнира. Соответственно, и драться в клетке будет сложнее, под меня будут готовиться. А как готовлюсь я и каких сюрпризов от меня ждать, извините, пока военная тайна.
- Родители одобряют твое увлечение? Не опасаются за твое здоровье?
- Как-то раз в интернете я наткнулся на интересный ролик с Андреем Кочергиным, известным писателем и тренером по каратэ. Там он рассказывал журналистам, как зарабатывает себе на жизнь. А он оказывает услуги по антикризисному управлению. Причем экономического или юридического образования у него нет.
Он все делает по наитию, от ситуации. И клиентов у него очень много, не бедствует. Мне кажется, это ярчайший пример того, как человек, занимаясь единоборствами, научился думать. Занимаясь единоборствами, я стал самостоятельнее, начал быстро думать в критических ситуациях, принимать конкретные решения. Даже в учебе навыки единоборца здорово выручают. Родители это видят, потому не возражают.
- А как же удары по голове? Они вряд ли пройдут бесследно?!
- Допустим, в нашем клубе, если через пару лет занятий ты не научился грамотно уклоняться от ударов, тренер непременно посоветует заняться другим видом спорта. Либо переведет в группу здоровья на платной основе. А умение уклоняться от ударов – это не только хорошая реакция. В первую очередь это умение думать, просчитывать действия противника наперед.
- Кстати, как получилось так, что ты пришел в панкратион?
- До панкратиона в Улан-Удэ я занимался тайским боксом. И в общем-то все шло хорошо. Но не хватало борьбы. Один знакомый рассказал, что в городе есть очень неплохая Федерация панкратиона. Пришел на тренировку, с тех пор здесь и занимаюсь.
- Панкратион заметно отличается от джит кун-до?
- По большому счету нет. Джит кун-до - это стиль, созданный Брюсом Ли.
Там тоже есть борьба, добивание в партере, удушающие приемы, техника ударов руками и ногами. Т.е. примерно все то же, что есть и в панкратионе. Но с годами я прихожу к выводу, что очень многое зависит от атмосферы в зале и от тренера. С моим нынешним тренером Виталием Хаптареевым я нашел общий язык с первого дня. И занимаюсь под его руководством с большим удовольствием. Я не помню такого дня, чтобы мне хотелось прогулять тренировку.
- Ты сказал, что планируешь продолжить семейную традицию. Но учишься на спортфаке БГУ! Выбрал какой-то особенный путь?
- В год, когда я окончил школу, набора в военные училища не было. Во всяком случае, в те, куда я хотел поступить. Мог поступить на физмат или в «техноложку». Но выбор в итоге сделал в пользу спортфака. Там мы изучаем физиологию человека, что находится в среде спорта, а мне это интересно с детства. Не получится стать военным, пойду в бизнес, параллельно буду заниматься тренерской работой.
- На родину вернуться планируешь?
- Пока не думаю об этом. Кстати, в клубе панкратиона я встретил земляка, тоже из Костромы. Он приехал в Улан-Удэ по приглашению, работает поваром в ресторане. Так вот, он здесь женился, у него родилась дочь. Дома, в Костроме, он с гордостью показывает всем свидетельство о рождении дочки, где данные написаны и на русском, и на бурятском языках. В Бурятии очень интересно жить. И пока мне интересно, я буду здесь жить.
- Что бы ты хотел пожелать тем, кто прочитает эту статью?
- Хочу пожелать всем быть хозяевами своего здоровья. Хозяин своего здоровья – хозяин своей судьбы! Тот, кто занимается спортом, всегда будет здоров и найдет выход из любого тупика. Кроме того, желаю всем найти своего тренера. Если ты пришел в спортзал и тебе скучно, значит, ты пришел не туда. Значит, нужно продолжать поиски. Зато, когда вы его найдете и втянетесь в тренировочный процесс, ваша жизнь начнет меняться только в лучшую сторону. Я так думаю. Спасибо за внимание.
Болот Ширибазаров.