Infpol.ru уже не раз поднимал тему возрождения аборигенных видов бурятских животных. Вот уже много лет энтузиаст ученый Булат Лхасаранов бьется за восстановление бурятских овец, коров и лошадей. Но воз и ныне там – проблема остается актуальной и сейчас.
12 марта в Бурятию приехал известнейший российский специалист Юрий Столповский. Он является заведующим лабораторией сравнительной генетики животных Института общей генетики имени Николая Вавилова.
Профессионалов такого уровня и такой редкой специальности в России не так уж и много. Юрий Столповский всю жизнь занимается восстановлением редких и исчезающих пород домашнего скота. Сейчас ученого с мировым именем заинтересовала бурятская корова.
«Больны идеей сохранения национальных традиций»
В Улан-Удэ господин Столповский прибыл по приглашению Булата Лхасаранова. За небольшой период времени ученый побывал в нескольких регионах России, понаблюдал, как ведется работа по восстановлению аборигенных пород в разных городах страны. Как оказалось, не только в Бурятии этот вопрос встречает непонимание властей.
- В каждом регионе есть люди, которые в хорошем смысле этого слова больны идеей сохранения национальных традиций, - говорит Юрий Столповский. – Бывает, что их очень мало, но все же они есть. Иногда и я сталкивался с непониманием: зачем возрождать аборигенное животноводство? Но это не только национальное достояние. Мы говорим о сохранении местной породы, а ведь на самом деле вскрываем пласт производства экологически чистой продукции. Следующий пласт – здоровье нации, потом – социальные проблемы. В регионах гораздо выгоднее с точки зрения экономики разводить то, что разводили наши предки.
Юрий Столповский рассказывает, что когда-то повсеместно принятое решение завозить в Россию так называемую «мировую генетику» привело к большим финансовым потерям. Так, в Калмыкию завозили мясную породу коров Гелефорд. В отличие от калмыцких коров, тучный Гелефорд не переносил длительных переходов и не мог переварить стерню, которой питался местный скот. Второй пример ученый приводит с Горным Алтаем.
- Исконно местная лошадь есть у коренных народов - теленгитов и алтайцев. Она Чингисхана помнит! Специально выводили таких чубарых лошадей: на белом фоне бурые пятна, чтобы издалека ее видели и знали – гонец Чингисхана едет, - рассказывает Юрий Столповский. – И там только эти лошади разводиться могут, любая другая сразу ноги переломает. Я не против, чтобы в Россию завозили иностранные породы. Но нужно завозить точечно, в те места, где индустриальные породы могут выжить, учитывая мнения генетиков, специалистов, только тогда будет толк.
Бренд «бурятское мясо»
Юрий Столповский уверен – развитие местного животноводства может вывести экономику регионов на другой уровень.
- Мы же можем производить экологически чистую продукцию. У нас огромное количество естественных пастбищ, воды, мы сейчас можем подхватить тренд, который популярен во всем мире, - считает ученый РАН. – Мы должны сохранить местные генофонды как для современной селекции, так и для будущей, чтобы выводить новые породы. Используя при этом лучшие гены устойчивости, мясности, молочности и так далее. Но для этого нам нужно сейчас озаботиться этой проблемой.
По словам Юрия Столповского, уже сейчас многие российские регионы всерьез задумались над этими перспективами.
- Калмыкия, кавказские республики – уже в нескольких регионах развивают свои программы по сохранению породы, - говорит ученый. – Но нужно поднимать эту проблему на федеральном уровне. Мы говорим об этом в Госдуме, в Общественной палате, в Сенате. Понимание есть, сейчас нужно это оформлять в экономические программы по сохранению отечественного генофонда в России.
Производство экологически чистой продукции сейчас очень популярно на Западе и набирает обороты в России. Бренд «бурятского мяса» может стать узнаваемой и охотно раскупаемой маркой, уверен Юрий Столповский.
- Мы так испугались голодных годов, что с помощью индустриального пути наполнили полки супермаркетов некачественной продукцией. Отсюда всплеск желудочно-кишечных заболеваний, которыми страдают совсем молодые ребята, аллергии и так далее. Поэтому именно сейчас производство экологически чистого мяса будет особо востребовано. Но как мы его обеспечим, если методично уничтожаем свои генофонды? – недоумевает ученый. – А ведь это, в отличие от нефти и газа, постоянно возобновляемый ресурс.
Юрия Столповского сейчас интересует и бурятская корова, и овцы буубэй.
Если аборигенную овцу, благодаря стараниям энтузиастов, удалось восстановить и даже популяризовать, то с коровой ситуация обстоит сложнее. Булат Лхасаранов уже совершил несколько экспедиций в попытках найти гены когда-то практически уничтоженной породы. Вероятнее всего, потомков нашего рогатого скота удастся найти в Якутии, одном из районов Монголии и Китае. Кровь якутской коровы уже была отправлена на ДНК-анализ. Еще ученые взяли кровь на анализ у коров тункинского района.
Юрий Столповский говорит, что это его далеко не последний визит в Бурятию.
Фото russianstock.ru