Известный российский путешественник, автор 40 книг, преодолевший более 800 тысяч километров пешком и автостопом, на днях побывал в столице Бурятии.
Антон Кротов – основатель московской Академии вольных путешествий, создатель проекта «Дом для всех» и человек, который провёл в дороге более 20 лет своей жизни. Но в череде бесконечных поездок и перелётов он находит время и для общения с соотечественниками.
На встрече с улан-удэнцами 5 марта путешественник рассказал, что он думает о Бурятии, почему никогда не выйдет на пенсию, сколько пар обуви можно сносить за 10 лет и почему мечтать иногда бывает вредно.
«Я открыл телепортатор»
Путешествовать Антон начала рано, с 15 лет, когда открыл для себя «телепортатор» – систему, позволяющую беспрепятственно перемещаться из одной точки планеты в другую без каких-либо затрат. За 23 года он побывал в 75 странах мира. Бурятию посетил уже в пятый раз.
- У нас было много электричек, а контролёров наоборот, намного меньше, чем сейчас, – рассказывает путешественник. – Сев на электричку, можно было доехать до любого города, там доехать на любой другой электричке до другого города и так далее. Так я ездил в Ленинград, Минск, Киев, Киров, Харьков, Свердловск. А после этого обнаружил, что так же можно передвигаться ещё и автостопом, на попутных машинах. Потом я стал искать других людей, которые тоже интересовались путешествиями. И понял, что я вовсе не один такой первооткрыватель, и что есть люди, которые путешествуют больше меня и начали раньше меня.
Об академии
2 сентября 1995 года Антон Кротов основал «Академию вольных путешествий».
- Это не университет, не юридическое лицо, а «тусовка» людей, которых интересуют путешествия по дорогам нашей планеты, – говорит Кротов. – Мы ездим в разные места и поодиночке, и толпой, собираем сведения о дорогах и видах транспорта в других городах и странах, о людях, публикуем эту информацию в книгах и в Интернете, выступаем на лекциях, рассказываем, как проходят вольные путешествия и что для этого нужно.
О вольных путешественниках
Вольные путешествия, и вообще путешествия по планете, по мнению Антона Кротова, продляют нашу жизнь путём её интенсификации: за один день путешествия происходит больше событий, чем за неделю обычной жизни, за неделю – больше, чем за месяц, а за год – больше, чем за пять-шесть лет. Каждый день нам встречаются самые разные люди. Мы также ночуем в разных жилищах – в хижине папуаса Новой Гвинеи и в особняке миллионера с множеством машин, который охраняется колючей проволокой. Каждый раз у нас разные контакты и разные люди. В путешествиях мы изучаем разные языки и проживаем множество жизней за одну поездку. Эти знания и чувства не даст ни одна турфирма в мире.
Вопросы обо всём
На встречу с улан-удэнцами Антон Кротов привёз свои книги. Их можно было купить за любое денежное пожертвование. Сама лекция путешественника вызвала у горожан неподдельный интерес и множество вопросов – от впечатлений об Улан-Удэ до того, где живут самые добрые люди. Кротов отвечал на их легко, непринуждённо и остроумно.
Приводим наиболее интересные вопросы и ответы.
- Самый простой способ заработать в Европе?
- Зачем заботиться зарабатыванием денег в Европе? Это совершенно лишнее беспокойство. Если у тебя закончились деньги, путешествуешь без них так же, как с ними. Ничего не меняется в жизни от того, что кончились деньги в путешествии. Да, ты меньше будешь кататься на метро, походишь пешком, но в этом нет ничего страшного, для здоровья даже полезно. Да, не будешь тратить деньги на какую-то ерунду, например, сигареты. Тоже хорошо. Зарабатывать – это уже перейти в категорию гастарбайтеров. Всё необходимое придёт, и источник благ находится не в кошельке.
- Какова ваша мечта?
- У меня нет мечты. Мечта обычно у человека, который ничего не делает, лежит на диване и думает: «Вот хорошо когда-то в жизни слезть с дивана и поехать куда-нибудь на Баргузин». Он лежит и думает-думает-думает, а потом загнивает в могиле с мечтой своей. Ничего не происходит. Самое главное в исполнении этой мечты: если ты решил вставать завтра в 6:15, то когда зазвонил будильник в 6:15, тогда и встаёшь, не переводишь будильник на 6:30. Если ты на 6:30 перевёл, то всю жизнь уже профукал к чёрту.
- В какой раз вы приехали в Бурятию, и какие впечатления от республики?
- В Бурятии я, наверное, уже раз в пятый. Первый раз был проездом в Магадан, потом – когда организовывался «Дом для всех» в Иркутске, потом на фестивале «Трезвая Бурятия» в селе Посольское. Ещё во время путешествия в Монголию выезжали с друзьями через Кяхту. Нормальные у меня впечатления. Только здесь не очень много людей интересуется путешествиями, эта тема как-то не очень популярна. Бурятии какие-то другие интересы: может, люди по дацанам ходят или ещё какими-то делами увлекаются.
- Девушки ездят чаще группами или есть путешественницы-одиночки?
- Есть, конечно, одиночки, от мозгов же зависит. Если есть у женщины мозги, то она может ездить в одиночку, надо просто скромно и прилично одеваться. Чем больше «голизны» она показывает людям, тем больше к ней лезут всякие неадекватные элементы. Могут женщины путешествовать, женщина – тоже человек, тоже может ездить.
- А как ваши родители относятся к вашему увлечению?
- Поначалу у них, как и у всех родителей, было подозрение какое-то. Родители всегда что-то подозревают, если их дети начинают делать не то, что делали сами родители. Они ведь всегда надеются, что дети будут повторять их путь с небольшим ухудшением, чтобы всегда можно было сказать: «Вот, а я-то в ваши годы…». Сейчас в этом плане всё хорошо. Моя мама полюбила проект «Дом для всех» и приезжает почти в каждый «дом». Ей очень нравится. Сейчас она уже планирует приехать во Львов, в Берлин и даже Индонезию.
- Сколько обуви вы износили?
- Обычно, одной пары ботинок хватает на 6-7 месяцев. После этого они становятся негодными. За 10 лет уходит примерно 15 пар обуви.
- В «Живом журнале» у вас есть список из 100 городов, пригодных для жизни. Улан-Удэ там не обнаружился. На каком он месте?
- Я написал только самые «топовые», где уровень жизни выше определённого. Не помню, на каком месте Улан-Удэ. В принципе, для моей жизни он гораздо лучше, чем Чита и хуже, чем Иркутск.
- Что вы будете говорить друзьям по возвращении в Москву о нашем городе?
- Не знаю пока, что. Как приеду – так и будут впечатления.
- Чем собираетесь заняться на пенсии?
- А пенсии не будет. Ни у меня, ни у вас. Если думаете, что у вас будет пенсия – это враньё. Старшее поколение, кто ещё застал советскую эпоху, кто был комсомольцем, коммунистом, у них будет пенсия. Пенсионный возраст увеличится до 80 лет, продолжительность жизни уменьшится 40. Какая пенсия? Потому думать надо не о пенсии, а о том, чем вы будете заниматься сегодня и завтра.
- Когда приезжаете в город, как находите места, которые обязательно нужно посетить?
- Ну, у вас тут одно главное место – голова Ленина. А так обычно узнаёшь от людей, что-то можно в книжках прочитать, что-то в путеводителях. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.
- За сколько можно добраться от Улан-Удэ до Индонезии?
- Если ехать быстро, то путешествие займёт где-то дней 25. Когда есть время, можно ехать сколько угодно, потому что по пути попадаются интересные страны. Можно вообще не доехать до Индонезии и осесть где-нибудь. Так многие люди делают. Вот в Улан-Удэ есть такой дефект – зима. Поэтому когда она начинается, нужно срочно куда-то выезжать: найти трёхмесячную китайскую визу, и поехать по Китаю – релакс. Потом спокойненько в Таиланд, а потом уже Новый год и весной в Индонезию. К лету можно вернуться обратно, когда в Улан-Удэ уже будет нормальная погода.