бурятский язык
11574

Изучение бурятского языка в Бурятии не будет обязательным

Депутаты Хурала Бурятии подавляющим большинством утвердили поправки в республиканский закон «Об образовании», которые, однако, не предусматривают формулировки об обязательном изучении бурятского языка в школах республики

Фото Марк Агнор

24 апреля бурятские парламентарии вновь вернулись к обсуждению вопроса об изучении бурятского языка. О поправках в закон «Об образовании» на сессии докладывал председатель Комитета Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям Цыденжап Батуев. После того, как он озвучил предлагаемые изменения в законе, посыпался шквал вопросов от коммунистов.

Первым начал натиск депутат Федор Бураев.

- Прописано ли в данном законопроекте слово «обязательное» изучение бурятского языка, - поинтересовался он.

- В данном случае мы пошли на следующую формулировку, которая отвечает части третьей статьи 14, где сказано, что преподавание и изучение определяется законодательством республики. Я хочу понять, что вы вкладываете в свой вопрос, говоря о преподавании и изучении государственных языков как обязательном или необязательном. Чтобы уйти от риторичности постановки вопроса, я вынужден обратить внимание на то, что федеральный законодатель четко сказал: определяйтесь сами, но согласно образовательному стандарту и не в ущерб языку образования и обучения в России, то есть русскому языку. Что вы с такой революционной убежденностью требуете ответ: обязательно или необязательно, - сказал Цыденжап Батуев.

Однако коммунистов такой ответ не устроил, и в бой вступила еще одна представительница фракции КПРФ Екатерина Цыренова.

- Почему вы с такой революционной настойчивостью говорите, что не надо изучать русский и бурятский языки обязательно? Ваши изменения в закон внесены в такой размытой формулировке, что вообще ничего не понятно. Когда вы принимаете такие вещи, вы игнорируете то, что говорит население. Компромиссной является статья или это ваше революционное убеждение? - вызвала смех в зале своей настойчивостью Екатерина Цыренова.

Цыдендап Батуев вновь принял удар от оппонентов.

- Я уже в том возрасте, когда выдвигать революционные убеждения поздновато, - попытался отшутиться депутат. - Как мы можем своим республиканским законом определять порядок изучения русского языка как государственного? Когда в Конституции Российской Федерации написано, что государственный язык - это русский. Теперь относительно изучения бурятского языка. ФГОС - это 36 базовых часов, которые утверждены в неделю. И за этим следит очень серьезная организация. Есть понятие национальных школ, в которых бурятский язык будет изучаться обязательно все шесть часов. А как будет изучаться бурятский язык в русскоязычных селах? Два часа поставят, и слава Богу. За все 400 образовательных учреждения, которые есть в Бурятии, каждый из нас в ответе быть не может. Есть понятие разделение ветвей власти. Нам федеральный законодатель дал право внести изучение и преподавание языка. Мы реализуем это право вот такой широкой формулировкой.

Немного подумав, депутат еще более эмоционально добавил, стараясь убедить коллег принять вносимые изменения в закон.

- Вы думаете, я такой оптимист и рассчитываю, что в Баунте во всех школах будет преподаваться бурятский язык? Да не будет он там преподаваться. Очень прошу себя не раскручивать вопросом обязательно или необязательно.

Слово вновь взял Федор Бураев. Он предложил вообще не ставить вопрос на этой сессии и не принимать изменения в закон, отдав на доработку. Слова Цыденжапа Батуева его не убедили, и он все же остался уверен, что бурятский язык необходимо изучать обязательно. Депутат привел ряд примеров других национальных республик, где национальный язык изучается в обязательной форме во всех школах региона.

- Если мы сейчас не заложим базу для обязательного изучения языка, то получим печальный результат - наши учителя бурятского языка останутся без работы. Мое мнение - закон надо принять, но с поправкой об обязательном изучении бурятского языка. Проявите политическую волю и примите поправку об обязательном изучении бурятского языка во всех школах республики, - призвал Федор Бураев.

Поддержала однопартийца и Екатерина Цыренова.

- Подумайте, а не являемся ли мы теми людьми, которые окончательно задушат бурятский язык? Когда мы, титульная нация с названием Бурятия, изо всех сил говорим о том, что не надо изучать бурятский язык, неизбежно вернется та ситуация, когда в 70-80 годах практически уничтожили бурятский язык и бурятскую культуру. Мы тут, в Бурятии, конечно всегда были толерантными и говорили: хотите изучайте, хотите не изучайте, - заявила депутат.

Неожиданно против коллег выступил некогда сторонник обязательного изучения бурятского языка Аркадий Цыбиков.

- Мне пришлось присутствовать на многих совещаниях на эту тему. Сегодня принимается трудное решение. Я попытался перейти на сторону оппонентов и посмотреть их глазами на эту проблему. Предложил сделать для русских школ другой вариант изучения языка. Думаю, что надо поддержать законопроект, но придется вернуться к этому вопросу. Я встречался с главой республики и предложил организовать детальное изучение вопроса. Опыт других республик посмотреть. Нам надо дискутировать, спорить, но в итоге к чему-то надо прийти, - отметил он.

Попросил не будоражить национальный вопрос и «справедливоросс» Баир Гармаев.

- Я считаю, что вводить обязательное изучение бурятского языка не надо. Мы должны начать с того, что заложили небольшую сумму на развитие бурятского языка. Нет такого, что люди поголовно отказываются изучать бурятский язык. И в Баунте, и в северных районах изучают бурятский язык. Я везде был. И не надо будоражить этот вопрос, - успокоил коллег Баир Гармаев.

В итоге предложенные изменения в закон «Об образовании» приняли. Против проголосовали только три депутата.

Автор: Жанна Молчанова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях