В суде Тарбагатайского района Бурятии началось судебное заседание по делу о погибших сотрудниках налоговой службы в страшном ДТП, произошедшем 13 ноября 2013 года неподалеку от села Саратовка. Напомним, тогда пять работников налоговой службы на машине ВАЗ-2115 направлялись в Мухоршибирский и Тарбагатайский районы в служебную командировку. Ранним утром в их автомобиль на федеральной трассе Улан-Удэ – Чита въехал внедорожник «Мицубиши Паджеро», который вылетел на встречную полосу. Из пяти сотрудников налоговой инспекции лишь один человек чудом сумел выжить, получив различные травмы.
В ходе расследования было установлено, что водитель внедорожника - житель Тарбагатайского района 37-летний Андрей Попов - находился в состоянии алкогольного опьянения. Согласно заключению экспертов, в его крови содержание алкоголя составило 2,7 промилле, что соответствует сильному опьянению. Однако подсудимый и его адвокат строят защиту на том, что он невиновен в смертельной аварии и был трезв.
Андрею Попову инкриминируют ч. 6 ст. 264 УК РФ - «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств в состоянии опьянения, повлекшее смерть более двух лиц». По закону, за это предусматривается лишение свободы сроком до 9 лет.
На судебном заседании 12 мая Андрей Попов возражал против присутствия прессы, объяснив это тем, что «поднимут общественный резонанс». Однако. Этим он вызвал негодование присутствовавших родственников погибших сотрудников налоговой службы. Как удалось выяснить позднее, негативную реакцию у потерпевших вызывает и то обстоятельство, что с момента трагедии обвиняемый ни разу не принес извинений их семьям и не попытался как-либо загладить свою вину. Гражданские иски о возмещении морального и материального вреда они намерены предъявить Андрею Попову в ходе судебного разбирательства.
Ехал на работу
12 мая дали показания два свидетеля стороны обвинения: инспектор по пропаганде ОГИБДД ОМВД «Мухоршибирский» и единственный выживший в страшном столкновении сотрудник налоговой службы.
Госавтоинспектор Лев Занданов в тот день направлялся из Улан-Удэ на работу в Тарбагатай на личном микрогрузовике, когда после железнодорожного переезда за селом Саратовка увидел стоящие на дороге и еще дымящиеся от сильного удара автомобили. Опытный сотрудник сразу понял, что столкновение произошло совсем недавно. Он немедленно вызвал экстренные службы на место происшествия. Первым, кого увидел полицейский, был водитель «Мицубиши Паджеро» Андрей Попов.
- Он шел неестественно, пошатываясь в разные стороны на полусогнутых ногах, попросил оказать ему помощь, от него сильно пахло алкоголем, - рассказал во время допроса в суде сотрудник полиции Лев Занданов.
Именно во время допроса госавтоинспектора адвокат потерпевших Валерий Гришин четко уточнил, была ли у мужчины возможность употребить алкоголь уже после аварии, как настаивает на этом сам подсудимый. Однако, полицейский отметил, что водитель внедорожника в момент ДТП явно уже был пьян, а после оказания первой медицинской помощи он усадил его в свой автомобиль, и до приезда скорой Андрей Попов сидел в салоне машины и ничего не употреблял.
Оказался в свидетелях
В прямом смысле «родился в рубашке» сотрудник налоговой службы Эрдэм Гомбоев. Он сидел с коллегами на заднем сиденье служебного автомобиля. Из его показаний следует, что ехали они медленно, так как пересекли железнодорожный переезд и еще не успели даже набрать скорость, когда на полном ходу в них въехал другой автомобиль.
- Помню лишь свет фар, крики, - рассказал в суде Эрдэм Гомбоев.
Молодой человек потерял сознание и очнулся спустя минут пятнадцать. Он сумел выбраться из искореженной машины, разбив заднее стекло. Единственное, что он помнил отчетливо – ощущение сильного холода. Его, окровавленного и дрожащего, в салон своего микрогрузовика также усадил полицейский Лев Занданов. Лишь потом Эрдэм Гомбоев узнал, что отогревался он в машине вместе с предполагаемым виновником ДТП Андреем Поповым.
- Он сидел, склонившись и держась руками за голову. Я спросил его, что случилось, но он молчал, - вспоминает события ДТП выживший сотрудник налоговой инспекции.
Эрдэм Гомбоев проходил длительное лечение в связи с полученными травмами головы. По заключению врачей, ему был причинен тяжкий вред здоровью. Однако, почему-то следователь отнес его к категории «свидетель». Лишь в суде молодой человек узнал, что имеет право претендовать на иной статус в данном уголовном деле - потерпевший.
Никаких шагов
Атмосфера в зале судебного заседания была не из легких. На скамье подсудимых Андрей Попов сидел, сиротливо сжавшись, ощущая спиной неприязненные взгляды в свой адрес от родственников и коллег погибших сотрудников налоговой службы. На предложение прокомментировать свою позицию мужчина отказался наотрез. Отказался он и от предложения воспользоваться возможностью через газету принести извинения и соболезнования в адрес семей, которые потеряли близких в данном ДТП. Не стал беседовать с прессой и его адвокат.
В ходе десятиминутного перерыва корреспонденту infpol.ru удалось пообщаться с родными погибших. Не сказать, что люди испытывают жгучую ненависть. Для них данные судебные заседания - большое испытание. Показания свидетелей и очевидцев, детали и обстоятельства ДТП, снова боль и переживания в связи с невосполнимой утратой любимых им людей.
- Моя супруга погибла, Ольга Парфенова, - сообщил потерпевший Артем Парфенов.
Мужчина, выкуривая сигарету, с горечью и трудом говорит о пережитом несчастье. Его жена работала заместителем начальника отдела обеспечения и в тот день ехала в Мухоршибирский район для проведения процедуры инвентаризации имущества.
- Никаких извинений и даже шагов в данном направлении с его стороны не было, ни в похоронах и вообще никак. Моей жене было 38 лет, у нас осталось двое детей 15 и 5 лет, - едва сдерживая слезы добавляет мужчина.
Следующие судебные заседания в суде Тарбагатайского района состоятся 19 и 21 мая.