Ощущается и острый дефицит высококвалифицированных кадров. В Бурятии есть всего один реставратор должного уровня. Остальным имеющимся специалистам необходимо разрешение на проведение сложных реставрационных работ. На их обучение и на повышение квалификации опять-таки требуются дополнительные денежные вливания. Эти и многие другие вопросы обсуждались на заседании совета Народного Хурала 20 мая.
Сохранить экспонаты
Так, одна из самых «наболевших» – проблема пополнения музейных коллекций. В основном она осуществляется за счёт даров и силами самих работников. Большая же часть фондов остаются закрытыми для ценителей искусства. Виной тому – отсутствие финансирования и необходимой реставрационной базы.
- Поступления в фонды республиканских музеев случайны, единичны и не располагают достаточным количеством предметов для постоянных экспозиций. Пополнение происходит за счёт даров и экспедиционных сборов научных сотрудников, – отметил в своём выступлении на заседании совета министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – Многие музейные предметы и коллекции малочисленны и недостаточны для того, чтобы сформировать полное представление о республике.
Для пополнения коллекций ежегодно требуется порядка двух миллионов рублей, для реставрации – около трёх миллионов. По словам министра, через экспозиции, доступные посетителям музеев, в год проходит всего от 4% до 10 % экспонатов.
- Малый показатель экспонируемых предметов связан с отсутствием реставрационной базы, музейные предметы не проходят своевременные реставрационные и консервационные мероприятия, – пояснил Тимур Цыбиков. – Поэтому основная часть фонда находится в «запасниках».
Сегодня в Бурятии работает лишь один реставратор высшей категории – это мастер по металлу. Между тем, «реабилитации» требуют 40% всех музейных ценностей. Проводить её разрешается только в специализированных учреждениях. Из-за высокой стоимости их услуг для республиканских музеев они пока остаются недоступными.
Утрата кадров
В 2006 году была проведена комплексная проверка сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах российских музеев. По словам Тимура Цыбикова, она выявила целый блок взаимосвязанных проблем в организации безопасности музейных экспонатов. Это и дефицит площадей, и слабое материально-техническое оснащение, и недостатки в работе хранителей, и нехватка профессиональных кадров.
- На 1 января 2014 года фонд Национального музея составляет 144570 музейных предметов. В 2011-2013 гг. пополнение составило 2068 предметов. В основном это архивные вещи – плакаты, фотографии, документы, – подчеркнула на заседании совета Хурала директор Национального музея Бурятии Татьяна Бороноева. – Они поступают в основном от граждан и сборов научных сотрудников.
Сегодня 16411 предметов, хранящихся в основном фонде Национального музея, нуждаются в реставрации. Это примерно каждый четвёртый экспонат. По словам Татьяны Бороноевой, в 70-90-е годы в Министерстве культуры действовали специальные научно-исследовательские реставрационные производственные мастерские, где специалисты-реставраторы работали для всех музеев республики. Сейчас таких мастерских нет. Те же экспонаты, которые удаётся восстановить, обходятся в «кругленькую» сумму. Так, реставрация «Пейзажа» Айвазовского стоила 550 тысяч рублей. До этого полотно пролежало в запасниках более 60 лет.
«Остаточный принцип» оставят?
Пополнение музейных фондов в Бурятии не финансируется с 2005 года. Из-за этого у музеев нет возможности приобрести экспонаты, имеющие огромное культурное значение. А районные учреждения культуры даже не могут найти средства на обновление материально-технической базы и повышение зарплаты работникам. На заседании совета Хурала выяснилось, что Кяхтинскому краеведческому музею, который в 2015 году отмечает свой 120-летний юбилей, отмечать его просто не на что. Директор учреждения Сергей Петушкеев обратился к депутатам с просьбой о поддержке.
- Уже сегодня звонят сотрудники многих ведущих музеев и научно-исследовательских учреждений, спрашивают, так как слава Кяхтинского краеведческого музея гремела на весь Советский Союз, – отметил он. – Этой юбилейной дате необходимо отдать должное внимание и организовать мероприятия на самом высоком, я бы сказал, на всероссийском уровне.
Сложившаяся ситуация вызвала недоумение у зампреда республиканского парламента Бато Семёнова. Он отметил, что финансирование культуры и спорта ведется по остаточному принципу и предложил изменить ситуацию через гранты.
- Нужно по существу посмотреть и понять, где нет финансирования, и где-то помочь в методологическом плане, морально поддерживать, – подчеркнул Бато Семёнов.
Председатель комитета по национальным вопросам Цыденжап Батуев, в свою очередь, пообещал, что он будет настаивать на возобновлении бюджетных вливаний в музейную отрасль и «размораживании» части республиканского закона «О музейном фонде», прекратившей эти вливания в 2005 году.
- Мы так дальше не можем продолжать, – подчеркнул депутат. – Надо идти по пути подготовки собственных реставраторов. У нас сегодня есть четыре человека, из них один реставратор высшей категории в возрасте. А троих надо отправлять на профессиональную переподготовку и создавать собственные мастерские, которые были советский период.
Средства на пополнение и реставрацию музейного фонда Народный Хурал Бурятии, возможно, выделит в 2015 году.