Александр Чепик был вызван в суд на допрос в качестве свидетеля по ходатайству государственного обвинения.
Не знает свой адрес
В самом начале заседания выяснилось, что Александр Чепик до сих пор не знает, в каком районе Улан-Удэ и номере дома он проживает. Забавные обстоятельства всплыли, когда судья Сайдулла Хаджаев задал вопрос зампреду бурятского правительства.
- Военнообязанный?
- Да.
- В каком военкомате на учете состоите?
- По месту жительства.
- В каком?
- Не знаю. Наверное, Октябрьский район, - немного помявшись ответил Александр Чепик.
- Хорошо, давайте уточним, где проживаете?
- Улица Намжилова.
- Номер дома?
- Не знаю, - смеясь и пожимая плечами ответил чиновник.
- Семейное положение?
- Женат, трое детей.
- Подсудимого Манзанова знаете? В каких отношениях?
- Знаю, в рабочих.
«А я вам уже ответил»
Процедуру допроса начала сторона государственного обвинения. Более получаса гособвинитель выясняла роль, функции и порядок работы Координационного Совета по развитию предпринимательской деятельности при правительстве РБ, руководителем которого является Александр Чепик. Поскольку именно данный Совет принимал решение о включении в реестр Минсельхоза республики скандального ООО «Сибирский огород» на получение господдержки. Судя по всему, гособвинитель пытался выяснить, является ли решение совета обязательным для исполнения Минсельхозом или нет.
- В разных ситуациях решения носят разный характер, - пояснил чиновник на вопрос гособвинителя.
- Манзанов обвиняется в том, что подписал документы о предоставлении государственной поддержки сельхозпредприятиям (ООО «Сибирский огород» - прим. авт.), как считает обвинение, сделал это незаконно, - терпеливо говорила гособвинитель.
Однако по каким-то причинам создавалось впечатление, что сторона, ведущая допрос, и допрашиваемый зампред говорили на разных языках. Представитель прокуратуры задавал вопросы и настаивал на том, что не получает конкретные ответы. В свою очередь Александр Чепик удивленно пояснял: «А я вам уже ответил». В итоге гособвинитель заключила: «Понятно, что ничего не понятно. Простите, это уже мысли вслух».
И лишь когда к допросу приступил сам судья Хаджаев, появилась некая ясность. Как оказалось, заседание Координационного Совета, состоявшееся 15 ноября 2011 года под руководством Александра Чепика, рассмотрело и положительно решило вопрос о включении ООО «Сибирский огород» в реестр получателей господдержки через Минсельхоз. Ранее, за неделю до этого, предприятие уже получило меры государственной поддержки в виде субсидии в размере свыше 11 млн. рублей от Минсельхоза.
Была «болванка»
После допроса Александра Чепика государственный обвинитель попросила приобщить к материалам судебного следствия копии протоколов допроса чиновника в ходе следствия по другому уголовному делу – в отношении бывшего сотрудника минсельхоза Маслова, осужденного по обвинению в мошенничестве со средствами господдержки.
- Поскольку на аналогичные вопросы о деятельности Координационного Совета свидетель дал показания, в которых имеются существенные разногласия с данными на сегодняшнем заседании, - пояснила представитель прокуратуры.
Несмотря на возражения защиты, судья удовлетворил ходатайство обвинителя. И, как оказалось, не зря. Всплыли забавные детали. Возникшие разногласия в своих показаниях Александр Чепик объяснил конкретно.
- Дело в том, что я был на встрече со следователем ровно пять минут. Протокол допроса был уже готов. Он просто часть выбрасывал, часть оставлял. Два-три варианта выкатывал, и я настоял, чтобы окончательный вот такой вариант был согласован. В связи с тем, что торопился, - пояснил чиновник.
Однако, судя из материалов допроса следователя, Александра Чепика допрашивали в течении 1 часа 20 минут. Чтобы выяснить, почему возникли такие нестыковки, судья Хаджаев пригласил на допрос и самого следователя. Он пояснял, что допрашивал свидетеля Александра Чепика долго и обстоятельно, «с уважением, учетом требований корректности к заместителю председателя правительства Бурятии».
Однако подсудимый Александр Манзанов, когда ему представилась возможность задать свои вопросы, немедленно спросил следователя: «Как вы объясните, что в допросах других свидетелей, в том числе и Чепика, есть показания, которые слово в слово совпадают, словно их копировали. И даже выделенные слова, подчеркивания и скобки?».
Следователь упорно пытался утверждать, что допросы проводил в свободной форме и записал именно слова допрашиваемых по делу. Однако на вопрос судьи Хаджаева, заданного Александру Чепику несколько раз, зампред правительства подтвердил, что когда он приехал на допрос, у следователя уже была заготовлена «болванка» протокола допроса и он лишь внес некоторые коррективы в отдельные вопросы.
Следующее заседание состоится 27 июня. В завершении судья Сайдулла Хаджаев отметил, что сторонам предоставляется достаточное время и попросил подготовиться к завершающей стадии - судебным прениям.