Общество
4514

В Бурятии почти 30 тысяч человек могут стать бомжами

Критическую ситуацию с самовольным строительством обсудили 28 мая общественники и представители властей республики

Фото russianstock.ru

В феврале 2014 года депутаты Хурала одобрили поправки в закон, которые дают право на узаконение самовольных построек. Правда, речь идёт только о гражданах, которые успели оформить землю в собственность еще в советский период

В результате сложилась парадоксальная ситуация. Владельцы остальных земельных участков, занятых после 1990 года, то есть после вступления в силу закона «О собственности в СССР», фактически остались «за бортом». Возведённые ими жилые строения признаны самовольными, и в любой момент они могут  пойти под снос. Сегодня в Улан-Удэ и ближайших к городу районах – Иволгинском и Тарабагатайском – более 7 тысяч таких домов. Количество жильцов в них превышает 28 тысяч человек.

28 мая на специально организованном «круглом столе» республиканское Минимущество охарактеризовало сложившуюся ситуацию как «величайшую глупость». А омбудсмен по правам человека в Бурятии Иван Калашников назвал её массовым нарушением прав граждан.

«Какими местами вообще думают?»

Проведение «круглого стола» инициировала комиссия по правам человека Общественной палаты Бурятии. По словам одного из её членов Владимира Маркова, проблема самовольного строительства будет нарастать с каждым годом, если в ближайшее время не взяться за её решение.

- Эта проблема очень острая. Она с каждым годом нарастает, и если сейчас её не решать, то она ещё станет более серьёзной. И я не уверен, что у нас не произойдёт каких-либо социальных катаклизмов, – отметил он в своём выступлении. – Конечно, это проблема не только Бурятии: это общероссийская проблема. Я знаю, что подобная ситуация складывается и в других регионах. И всё это связано с тем, что у нас в федеральном законодательстве много несовершенных норм. Сейчас создали такие заторы, подобные этому, что непонятно, какими местами вообще в федеральных органах думают, чтобы выработать законодательство?

По мнению Владимира Маркова, именно регионы должны восполнить «пробелы», имеющиеся в нормативно-правовой базе.

- Нам виднее, и больнее всего видеть беспорядок, созданный порой федеральными органами власти при выработке законодательных решений. Если мы начнём такой разговор и продолжим его, думаю, сообща выработаем правильное правовое решение, которое будет устраивать всех, – сообщил Владимир Марков.

Проблемные территории

Проблема самовольных строений коснулась не только Улан-Удэ, но и близлежащего Иволгинского района. Большинство проживающих там людей не имеют документов, подтверждающих право собственности – как на дом, так и на сам земельный участок, где он был незаконно возведён.

Сегодня только в одной бурятской столице, по подсчётам городских властей, имеется  6150 таких «самоволок». Больше всего их в посёлке Матросово, на Мелькомбинате, в районе Стеклозавода и на Батарейке. По словам министра имущественных и земельных отношений Маргариты Магомедовой, до вступления в силу Земельного кодекса руководители крупных предприятий имели право предоставлять земли работникам для  возведения жилья.

- Аналогичная ситуация складывается сегодня по Площадке и по Матросова, где руководителю Улан-Удэнского авиаремонтного завода в то время была предоставлена земля с правом ее предоставления работникам, – подчеркнула Маргарита Магомедова. – Это привело к тому, что очень много людей застроились.

По инициативе республиканского Минимущества в прошлые годы часть земель в границах города удалось узаконить при помощи создания ДНТ и СНТ. Однако вскоре руководство КУИ обратилось в прокуратуру с заявлением о проверке законности совершения таких действий. Инициативу пресекли.

- Почему-то работу мы были вынуждены приостановить, хоть и объясняли, что иных вариантов по городу пока что не видим, – сообщила Маргарита Магомедова. – Кто успел – 1211 по городу и 2119 в Иволгинском районе – они оформили.

Глупость величайшая

По мнению министра, нельзя называть «самовольщиками» людей, оказавшихся заложниками закона.

- Законодательная база раньше была совершенно иная. Как только был введён в действие  федеральный закон о регистрации прав на объекты недвижимости, там было установлено, что единственным документом, подтверждающим право гражданина на земельный участок, является свидетельство о его регистрации, – заявила Магомедова. – И те люди, которые знали это требование, сумели им воспользоваться.

Проблему пытались разрешить на федеральном уровне соответствующими поправками в закон.

- Наши предложения поддержки не нашли, потому что глобальные последствия оказались бы чреваты для центральной России,  – отметила Магомедова.

В марте 2014 года на сессии Хурала было принято решение, что земельный участок может быть предоставлен гражданину в собственность только в том случае, если строение на нём было возведено до введения в действие закона советского времени «О собственности в СССР», то есть до 1990 года. При этом парламентарии не учли некоторые тонкости.

- Я считаю, что здесь была допущена очень большая ошибка. То есть Народный Хурал не учёл, что это было дополнение пункта «д» статьи 1 нашего закона о бесплатном предоставлении земельных участков. Но они не учли, что у нас есть ещё пункт «в» этого же закона, которая предусматривает аналогичную редакцию. Поэтому в действующей редакции этого закона две позиции, ссылающиеся на закон СССР. Но это глупость величайшая, – заявила министр.

Массовое нарушение прав

В ходе «круглого стола» председатель Комитета по управлению имуществом Анастасия Кузовлева отметила, что самовольное строительство является правонарушением.

- За него предусмотрена ответственность. Самовольный захват земли не допускается, – подчеркнула она. – Поэтому самовольная постройка не подлежит узаконению, а подлежит сносу.

Анастасия Кузовлева предложила «дифференцировать» самовольных захватчиков земель и тех, кто оказался жертвой обстоятельств, а также уточнить редакцию, внесённую в республиканский закон.

Уполномоченный по правам человека в Бурятии Иван Калашников отметил, что большинство обращений граждан в 2013 году было связано именно с жилищными и земельными вопросами. Он выразил надежду, что республиканский парламент рассмотрит поправки в этот закон уже в сентябре.

- Решать проблемы жилья сегодня нужно, но этим особо никто не занимается. Поэтому граждане решают их сами. Да, это неправильно. Но длится это не первый год и, думаю, что при своевременном включении всех уровней власти в эту проблему, она не имела бы такой остроты и получила бы какое-то логичное, нормальное разрешение, – подчеркнул уполномоченный. – В целом, исходя из количества обращений и озвученных цифр, расцениваю это как массовое нарушение прав граждан. Потому что в самовольно возведённом строении люди мыкаются: не могут не прописаться, ни обеспечить себя медицинскими и прочими услугами.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях