В этот день члены Общественной палаты Бурятии собрались, чтобы обсудить национальный колорит в архитектурном облике Улан-Удэ. Вопрос о памятнике казакам на месте Верхнеудинского острога (микрорайон Батарейка) не остался в стороне.
Как и ранее, полемика между общественными деятелями результата не дала. Обменявшись взаимными упреками и констатацией исторических фактов о бурятской столице, члены Общественной палаты на судьбу проекта повлиять так и не смогли.
- Почему идут дебаты об установлении памятника казакам? Потому что бурятский народ против этого. Но ведь надо слушать историю, а то получится как на Украине, - выразил свое мнение профессор БГУ Дмитрий Царев.
Ему ответила вице-президент РОО «Женщины Бурятии. Наследие Оэлун» Бутидма Зыдрабын, которая считает, что столичные памятники развивают в улан-удэнцах мужественность. Кроме того, она предложила русской общине развивать русскую культуру.
- Давайте русская община будет заниматься не борьбой с бурятским народом, а развитием русской культуры и русского языка. Я считаю, что архитектура очень дорогое дело, и нужно создавать художественный совет и обсуждать. Не думаю, что нам нужна была скульптура Чехову или купцу. Нам нужно создать хороший парк отдыха, где будет историческая аллея с памятниками Батожабаю, Ринчино и т.д., благодаря которым наша республика существует. Мы действительно являемся республикой по Конституции. Бурятия – это государство в составе России, и мы имеем право создавать свою национальную политику, - заметила Бутидма Зыдрабын.
Против памятника казакам на месте острога выступил общественник Николай Федотов.
- Памятники воспитывают, а острог в первую очередь означает тюрьму. В удинском остроге, в подземелье сидели дети богатых бурят в виде заложников. И что, памятник удинскому острогу – памятник детской тюрьме что ли? О чем мы с вами говорим, о каких первопроходцах! Первопроходцы могут быть в Антарктиде, где никто не ходил, а здесь шла жизнь, и люди здесь жили, - достаточно эмоционально пояснил Николай Федотов.
Разгорячившихся общественников постарался успокоить атаман казачьего общества «Верхнеудинское» Борис Бородин.
- Почему нельзя поставить памятник казакам, не противопоставляя его бурятскому населению и не затрагивая национальную тему? Чисто исполнить исторический акт. Тем более, что на месте острога стоит православный крест и табличка с надписью «На этом месте будет поставлен памятник». А как он будет выглядеть, это уже другой вопрос. У нас же многонациональная республика, где живут и русские, и буряты, и эвенки. Каждый народ имеет право на воплощение своей истории в архитектурных образах, - заметил атаман.
Борис Бородин попросил сформировать письменное решение Общественной палаты относительно памятника казакам и дать возможность установить памятник если не к 2016 году, к 350-летию бурятской столицы, то хотя бы в 2017 году.
Напомним, что дискуссии о памятнике казакам начались еще несколько лет назад. Тогда администрация города объявила конкурс на лучший проект архитектурного комплекса на горе в районе поселка Батарейка. Сроки проведения конкурса неоднократно продляли, всего поступило 16 заявок, в том числе четыре из других городов. Но ни один проект одобрен не был, а многочисленные конференции и «круглые столы» на эту тему регулярно заканчивались скандалами. В итоге власти на неопределенное время отказались от идеи установления памятника. Ранее установить его в столице Бурятии планировалось к 350-летию Улан-Удэ в 2016 году.