Каждый день по Бурятии подается чуть меньше десяти заявлений о пропаже несовершеннолетнего. Иногда цифра переваливает за десять. Бегут все – и так называемые трудные подростки, и школьники младших классов, и девочки-отличницы, как будто бы не имеющие причин для бегства, и воспитанники социальных центров
Почти всегда, к счастью, дети находятся. Иногда полицейские привозят беглецов аж из других регионов. А бывает и так, что ребенок сам выходит на связь с сотрудниками уголовного розыска и честно заявляет: «Да, сбежала, да, скрываюсь. Сил моих нет терпеть такую жизнь».
«Информ Полис» выяснил, какие причины толкают детей на бегство из дома.
«Напьешься – уйду из дома»
Формально все «потеряшки» числятся в «пропавших без вести», однако на деле только малая толика таких детей действительно потерялась. В большинстве случаев пропавшие несовершеннолетние – это дети, сбежавшие из дома и умышленно скрывающие свое местонахождение.
Из неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем и могут поднять руку на ребенка, дети сбегают по нескольким причинам. Иногда такой уход – способ заставить родителя одуматься.
- Мальчишка просит папу бросить пить и говорит: «В следующий раз напьешься – уйду из дома». И действительно сбегает в тот же вечер, как папа выпил, - рассказывает Антон Самойлов, старший оперуполномоченный по особо важным делам.
Другие дети давно для себя решили, что не хотят жить в таких семьях. Так, одна улан-удэнская школьница заявила, что лучше будет жить в детдоме.
- Девочка живет в семье, где отчим сильно пьет и занимается рукоприкладством, - говорит Альфия Ержина, начальник бюро регистрации несчастных случаев МВД по Бурятии. – Сбегает она уже второй раз. На связь с полицейскими выходит, на телефонные звонки отвечает и честно признается: «Не могу я жить в этой семье. Вот в октябре исполнится мне 14, напишу заявление, что отказываюсь от родителей. Лучше жить в детдоме».
В таких же неблагополучных семьях дети часто страдают синдромом бродяжничества. Как правило, родители, говорят сотрудники уголовного розыска, к периодическим пропажам беспокойного чада уже привыкают и заявление в полицию не подают, ищут своими силами.
- В основном такие дети стараются находиться в людных местах, где могут поклянчить у прохожих мелочь, - рассказывает Альфия. – Бывает и так, что школьники с синдромом бродяжничества сбегают по несколько раз в месяц. Помню, был мальчик, который, когда нагуляется, приходил в торговый центр и говорил, что потерялся. Его в спешном порядке привозят домой, а он рад – с комфортом домой доехал, как на такси.
Слишком хорошая жизнь
Но не только дети, страдающие от алкоголизма мамы или папы, появляются на ориентировках с надписью «Пропали». Бегут из дома и школьники из интеллигентных и очень обеспеченных семей, отличники, никогда до этого порывов к бегству не обнаруживавшие. Бегут, потому что устали от такой жизни.
- Ученица старших классов, умница, отличница, родители нарадоваться не могли – у других дети по клубам шастают, а их дочка все время дома сидит. В итоге сбежала, и обнаружили ее в цыганском таборе в другом регионе, - рассказывает Антон Самойлов.
Слишком авторитарная система воспитания, слишком пристальное внимание к оценкам, слишком много запретов и правил – все это становится мотивом к бегству детей.
- Старшеклассник в пору сдачи экзаменов все время в состоянии стресса: в школе постоянно твердят, как необходимо сдать ЕГЭ, дома повторяют за учителями: «Что ты будешь делать, если не сдашь?». Ребенок нервничает, боится не оправдать ожиданий, устает от чрезмерной строгости и «ежовых рукавиц» - это толкает его к уходу, - говорит Самойлов.
Еще одна причина бегства детей – раннее взросление и стремление побыстрее окунуться во взрослую жизнь. Так, были случаи, когда девочки уходили в школу, а вечером домой не возвращались. Родные рвут на себе волосы от переживаний, в то время как старшеклассницы живут у своих молодых людей и даже не думают о том, чтобы оповестить родителей: «Жива-здорова, хочу пожить гражданским браком».
«Вернусь, когда начнутся экзамены»
Дети из социальных учреждений сбегают для того, чтобы повидать родителей. Пьющие мамы и папы, не исполнявшие своих родительских обязанностей и лишенные прав на ребенка, часто милее детям, чем стены казенного учреждения.
Также воспитанники детдомов уходят, чтобы вкусить взрослую жизнь.
- Приезжала группа детей из Баргузинского района. Может быть, они заранее спланировали такую «диверсию» - когда дети с воспитателем шли по Центральному рынку, воспитанники бросились врассыпную. Одну девочку ищем до сих пор. Она, кстати, написала нам сообщение: «Не ищите меня, вернусь в детдом к экзаменам», - рассказывает Альфия.
Иногда у сотрудников есть небезосновательные подозрения, что сбегающие девочки могут заниматься проституцией. Но когда их находят, они это, конечно, отрицают. В таком виде заработка призналась только одна девушка, проживающая в неблагополучной семье.
- Она сказала, что ей нужно кормить семью – пьющих родителей и маленькую сестренку. На «заработки» она уезжала в Иркутскую область, - комментирует дикий случай Самойлов.
Совсем маленькие детки до десяти лет теряются в большинстве случаев, конечно, случайно: отвлеклись родители на минуту, ребенок побежал смотреть что-то красивое и затерялся в толпе. Так чуть не потерялся 9 мая семилетний мальчик, который приехал из Оронгоя с мамой посмотреть на парад. Испуганная женщина побежала звонить в полицию, а находчивый мальчик вернулся на то же место, попросил у прохожих телефон и позвонил, по памяти набрав номер мамы.
Хуже бывает, когда пропадают совсем крохотные малыши, еще не умеющие говорить. Сотрудники угрозыска советуют: на массовые мероприятия лучше класть ребенку в карман бумажку с номером телефона родителей или пришивать ее к одежде. Береженого, как говорится, Бог бережет.
По словам Антона Самойлова, не редкость, когда родители пропавшего ребенка элементарно не знают ничего о ближайшем окружении своего сына или дочери.
- Не поленитесь, запишите номера телефонов друзей ребенка, чтобы они всегда были под рукой. Не стоит думать, что сбегают только трудные подростки. И не забывайте, как важно взаимопонимание и доверие между детьми и их родителями, - говорит Самойлов.
За последние три месяца в бюро регистрации несчастных случаев поступило:
628 телефонных сообщений о без вести пропавших людях, среди них – 264 несовершеннолетних (из них 117 – воспитанники детских домов).