Горные каньоны и отдающие ледяной сыростью ущелья, солнечные склоны высоченных скал, журчание ручьев, шум быстрой и неукротимой Джиды. А еще воздух, настолько упоительный, что дышишь не надышишься… За время наших экспедиций нам приходилось бывать в самых разных уголках Бурятии. Однако, пожалуй, мы еще ни разу не сталкивались с таким ароматным свежим и насыщенным воздухом.
Нынешний цикл экспедиций мы решили начать именно с Закаменского района, края горных пейзажей и суровых, но очень гостеприимных людей. Не секрет, что в последние годы молва о Закамне была, мягко скажем, не очень.
Крах известного на всю страну вольфрамового комбината, жестокие 90-е годы больно ударили по богатому Закаменску. Экономика моногорода и района рухнула в одночасье. В те годы Закаменск представлял из себя страшное зрелище. Многоэтажные дома, зияющие пустыми окнами, грязные и темные улицы, огромное число нетрезвых людей. А над всем этим, словно апофеоз, возвышались громадные, медленно разрушающиеся строения обогатительной фабрики.
В тот момент многие, наверное, мысленно поставили крест на гибнущем районе. Вести из Закамны приходили одна горше другой… К счастью, район выдержал. Еще до приезда в Закаменск нам говорили, что ситуация явно меняется к лучшему. И визит в район нас в этом убедил. Положение дел там хоть и медленно, но стало улучшаться. В городе строят дома и учреждения, открылся спортивный комплекс, имеется такси. Уверенней и бодрей стали люди. Впрочем, все это – тема другого разговора. Наша цель была иной – интересные места Закамны.
Стражи Закаменской земли
Начнем с одной из особенностей Закаменского района. Направившись туда, ни в коем случае не забудьте прихватить с собой паспорт. В случае, если его не будет, пограничники просто не пустят в район. Отметим, что задержка на контроле недолгая. При наличии паспорта стражам границы потребуется лишь несколько минут, чтобы дать добро на въезд в район.
Но это лишь первый пункт пропуска. Со вторым придется столкнуться чуть дальше - там, где горы зажимают дорогу в каменные тиски. Поднявшись на дабан (перевал), непременно остановитесь. Именно здесь располагается уникальное место – Ундэр Баабай. Место, где давным-давно пал в бою человек, ставший легендарным стражем закаменской земли.
Объехав небольшой каменный уступ, мы увидели огромный белоснежный субурган. Тут же располагается превосходная смотровая площадка, с которой видны не только остроконечные скалистые кряжи, но и стремнина протекающей далеко внизу Джиды. Высота порядочная – даже шума реки не слышно. Поэтому периметр площадки огорожен тросами, предотвращающими падение в бездну.
Самое интересное, что Ундэр Баабай – это не святой отшельник или именитый шаман. Это казак, некогда погибший на перевале. Уже в Закаменске нам рассказали трагическую историю его любви и смерти.
- В давние времена, когда эта гора еще звалась Ехэ Дабаан (Большой перевал), русский казак из пограничной стражи заприметил симпатичную монголку. И та ответила взаимностью рослому и высокому парню. Однако ее соплеменникам это не понравилось, они поклялись наказать молодых. Казак вместе с беременной супругой, собрав весь свой скарб, был вынужден бежать, - рассказали нам местные.
За беглецами снарядили погоню. На самой границе с Джидой у жены казака начались предродовые схватки. Супруги спрятались в скалах, надеясь, что погоня пройдет мимо. Туда же, в укрытие, завели и своего верблюда, груженного имуществом. К сожалению, это было роковой ошибкой. Погоня уже прошла мимо, когда верблюд казака вдруг заревел. Преследователи тут же вернулись обратно и убили казака и его супругу на месте. Такая вот печальная история. И с тех пор перевал стали именовать Ундэр Баабай – Высокий (иначе Высокочтимый) отец.
Считается, что дух казака превратился в хозяина этой горы. Говорят, что его даже можно увидеть. Порой Ундэр Баабай предстает перед путниками в виде высокого мужчины в казачьей форме, верхом на вороном коне. Бывает и иное видение – казак появляется вместе с женой монголкой на тройке лошадей. Так как Ундэр Баабай был воином, он покровительствует служивым людям. Поэтому, уходя в армию, местные юноши берут с перевала горсть земли в качестве оберега. Интересно, что, по преданиям, Ундэр Баабай, памятуя о том, кто стал виновником его гибели, наложил строгий запрет на перегон через перевал верблюдов.
- Дорога тут одна. Поэтому верблюды так и не появились в Закамне, - рассказали местные.
Был и еще один запрет. Ранее на Ундэр Баабае нельзя было появляться женщинам. Для них был организован свой переход через горы – по так называемому «женскому перевалу» Эмгэдэй Дабаан. Однако потом жители района пригласили на перевал ламу, который провел молебен, дабы упросить Ундэр Баабая снять «женский» запрет. С тех пор перевал открыт для всех.
Местность состоит из трех сопок, каждая из которых по-своему уникальна. У подножия одной из них есть целебные аршаны, вода из которых помогает вылечить болезни глаз, желудка и кишечника. Правда, добраться до источников очень трудно – к ним ведет узкая тропа. Вторая отмечена таинственной пещерой, где, по преданиям, живет огромный змей – страж несметных сокровищ. Третья сопка считается приветственной и провожающей. Именно здесь Ундэр Бааабай встречает и провожает дорогих гостей. Поэтому сопка считается местом поклонения легендарному хозяину горы и точкой отдыха путников.
Закаменский Гранд-каньон
Завораживающий вид открывается неподалеку от въезда в Закаменск. Там перед взором путешественника возникает величественный горный ансамбль – высоченные скалы причудливой формы местности Юхта.
- Это же настоящий скалодром, - с восхищением выдохнул наш фотокорр, увлекающийся альпинизмом.
Громадные скалы, словно башни какого-то средневекового замка, поднимаются ввысь на десятки метров. Между останцами ущелья, скальные трещины, пещеры. Если пройти между скалами, то можно наткнуться на минеральный источник. Ну а если подняться на уступы Юхты, то перед глазами предстанет захватывающая дух панорама долины реки Джиды, зажатой в теснине огромного каньона.
Кстати, это действительно каньон, который можно сравнить со знаменитым американским Гранд-каньоном.
Такие же отвесные стены, высоченные террасы скал, узкая расщелина между горами, по которой несется стремительная река. Только, в отличие от глинистой и мутной Колорадо, вода в Джиде прозрачная и живительная. А еще гораздо живописнее пейзаж. В США каньон окружен унылой пустыней. У нас Юхта красиво обрамлена березовыми рощами, мощными сосновыми лесами и альпийскими лугами.
История появления Юхты связана с геологическими процессами, случившимися миллионы лет назад. Тогда в тех местах было множество вулканов, доказательством чего служат разбросанные повсюду темные камни и булыжники из пемзы (пористого вулканического стекла). Поток лавы и проложил между горами узкий каньон, который позже заполнила Джида.
Особенно на Юхте впечатляет придорожный комплекс скал. Они, действительно, словно специально подготовлены для занятий скалолазанием. По своей крутизне они ничем не уступают знаменитым красноярским столбам. Прямо у подножья имеется уютная площадка, укрытая от ветра, где можно разбить альпинистский лагерь. Юхтинское ущелье уникально не только своими отвесными, словно вырезанными из горной породы скалами. Особый шик каньону придают многочисленные пороги горной Джиды. Вот где можно было развернуться любителям сплавов! Но пока на деле у Юхты сейчас имеется лишь небольшая металлическая беседка, где крепят замки молодожены...
Гора 99 кузнецов
Отдельного слова заслуживает еще один уникальный памятник – гора Уран-Душе, что неподалеку от Санаги. Вершина этого потухшего вулкана, находящаяся на стыке Закамны, Тунки и Монголии, поразительно напоминает наковальню. И местные жители уже давно отметили этот природный феномен. По легендам, хозяевами Уран-Душе являются 99 небесных дарханов (кузнецов). Время от времени они спускаются с небес на землю и состязаются на вершине горы в кузнечном мастерстве. Тогда путники внезапно видят, как вершина озаряется необъяснимым багровым свечением. Конечно, скептик может сказать, что это лишь блики восходящего солнца. Но романтики твердо уверены, что огненные всполохи – это свет небесного горна, который раздувают небожители.
Все закаменцы считают Уран-Душе сердцем своего края и считают своим долгом обязательно поклониться дарханам. Кстати, в Закамне считается, что искусные дарханы (кузнецы) сильнее шаманов. И род, где был именитый кузнец, гораздо могущественнее шаманского.
Еще одна легенда Уран-Душе связана с Чингисханом. По поверьям, на этой горе подковал своего коня великий полководец. Между прочим закаменские предания не раз упоминают о том, что Чингисхан как-то был связан с этой землей. В горах имеется огромная каменная чаша, именуемая котлом Чингисхана, в нескольких десятках километров от города есть село Бортой. По легендам, именно там и жила супруга полководца Бортэ...
К сожалению, объемы печатной страницы не позволяют нам рассказать о всех красотах и чудесах Закаменского района. Например, о таинственной дороге из лиственничных бревен, которая связывает Закамну и Тунку. Или о загадочном озере, которое расположено в жерле потухшего вулкана и воду которого ни в коем случае нельзя замутить, иначе пойдет дождь. О странной шахте близ Баянгола, где посреди глухой тайги имеется забетонированный желоб, доверху забитый камнями. Загадочных мест в Закамне более чем хватает. Так же как и историко-краеведческих точек.
Например, там располагался огромный лагерь Джидалаг, где в годы войны трудились не только заключенные, но и бойцы так называемой Трудармии, сформированной из «мобилизованных» немцев, румын и венгров. Но об этом как-нибудь в следующий раз. Сегодня мы просто открыли для себя и вас суровую, но красивую Закамну. Там действительно нужно побывать.
А вы знали, что…
*До 1959 года город Закаменск назывался Городок.
*В годы войны Джидакомбинат был единственным в СССР поставщиком вольфрама, и каждый третий советский танк был изготовлен из стали, легированной закаменским вольфрамом. Эта сталь превосходила именитую крупповскую.
* В 1945 году в Закаменске работали японские военнопленные.
* Один из поселков Закамны носит неофициальное название «немецкий». И там, говорят, до сих пор варят на Рождество глинтвейн.
Редакция благодарит за содействие в подготовке материала Молон-ламу, а также семью Гармаевых.