Этнотуризм – туризм для сельской местности, который позволяет жителям городов погрузиться в культуру и быт наших предков. Вместе с тем это занятие довольно прибыльное и, главное, не такое уж затратное.
Бизнес на контрасте
Этот вид деятельности происходит от слова «этнос», т.е. это группа людей, объединенная территориальными и культурными факторами и отличающаяся от остальных собственными обычаями, традициями и особенностями повседневной жизни.
Сравнивая этносы города и села, нужно понимать, что это два совершенно разных мира. Вряд ли житель деревни, приехав в город, получит столь же приятные ощущения, нежели горожанин, приехавший в село. Именно на этом ощущении контраста можно построить перспективный и прибыльный бизнес.
Пожалуй, одним из главных преимуществ только встающего на ноги этнобизнеса в Бурятии является его малоразвитость. Проще говоря, просторов для действий хоть отбавляй! Однако в нашем регионе есть люди, которые далеко не первый год зарабатывают на этом.
В гостях у семейских
Более десяти лет активным продвижением сельского туризма занимается жительница села Тарбагатай Любовь Пластинина. Ее придорожный бизнес за долгие годы превратился в достаточно крупный туристический бизнес, который, впрочем, только набирает обороты.
- В свое время мы начинали свой бизнес с небольшого придорожного кафе. Для того чтобы как-то отличаться от других заведений питания, приняли решение продвигать фирменное «семейское меню» - каши, супы, десерты и выпечку, - вспоминает Любовь Федоровна. - Со временем к нам начали обращаться большие туристические фирмы с просьбой познакомить их не только с кухней, но и с культурой старообрядцев. Так и родилась наша идея. Мы заключили договоры с владельцами деревенских домов и начали принимать гостей в старообрядческих семьях.
Поток туристов растет
За это время, помимо гостевых экскурсий и проживания в семьях тарбагатайцев, гостья нашей рубрики вместе с семьей и единомышленниками стала реставрировать семейские усадьбы. Сейчас их уже четыре.
- Поток туристов из года в год только рос. Сначала было 100 человек, затем 500, потом две тысячи. За прошлый год количество туристов уже превысило 10 тысяч человек, поэтому возникла идея принимать большие группы, – рассказывает организатор нехитрой затеи. – Отреставрировав старые дома и обустроив их в старинных традициях, мы начали принимать большие группы туристов.
Посещение усадеб - это только часть бизнес-проекта. Со временем женщина смогла организовать восемь различных маршрутов, включающих в себя не только посещение семейских центров, но и экскурсии «По следам Чингисхана» к Меркитской крепости.
- Наш район славится не только людьми, но и историческими событиями, поэтому мы создали маршруты к тем местам, на которых они происходили. Обустроив местность и создав специальные маршруты, значительно увеличили поток туристов, – говорит Любовь Пластинина. - К примеру, только за прошлый год Меркитскую крепость посетило более двух тысяч человек. А это лишь один из маршрутов.
Что предложить клиентам?
На самом деле развлечений очень много. Особенно интересно приезжим почувствовать себя настоящим старорусским или старобурятским жителем. Деревенские предприниматели обычно предлагают гостям различные мероприятия - это переодевание в традиционные костюмы и участие в старинных обрядах, дегустация традиционной кухни, сбор ягод, копка картофеля, качка меда на пасеке, выгон коров, овец и лошадей на пастбище. Кроме того, коров можно еще подоить. Особым спросом у туристов пользуются катание на лошадях, экскурсии по музеям, проживание вместе с деревенскими семьями и русская баня.
Все это и многое другое доставляет урбанизированным жителям огромное удовольствие и массу эмоций. Они готовы платить за каждый свой шаг, при этом цены на «деревенские услуги» невысоки, что и привлекает туристов. Главное в этом бизнесе – подарить клиенту ни с чем несравнимые эмоции.
Трудоустройство сельчан
Сельский туризм - это не только возможность заработка для предпринимателя, но и предоставление рабочих мест для земляков. Учитывая сложную обстановку с работой в деревнях, этнотуризм позволяет решать и эту социально значимую проблему.
- За время существования центра старообрядцев нам удалось трудоустроить более 100 человек. Кто-то поет, кто-то танцует, стряпает, ремесленничает. Приятно, что жителям села предоставляется возможность заработать, и с каждым годом число занятых в сельском туризме тарбагатайцев будет только расти, – уверена Любовь Федоровна.
Смежный бизнес
По словам предпринимателя, организация сельского туризма позволяет развивать сразу несколько направлений бизнеса. В летние месяцы этнотуризм приносит стабильный доход. Это позволило нам, помимо предоставления туристических маршрутов и знакомства с семейскими традициями, открыть собственное крестьянско-фермерское хозяйство. Все, чем мы кормим наших гостей, является продукцией, выращенной собственными руками: хлеб, картофель, мясо, капуста и т.д.
Женщина не скрывает своих планов на будущее, она планирует диверсифицировать свой бизнес.
- Сейчас мы задумались над тем, чтобы открыть собственную этнодеревню на берегу Селенги, – откровенничает Любовь Федоровна. – Планируем перевезти туда и отреставрировать старинные дома, для того чтобы принимать в них наших гостей. Как показала практика, спрос на эти услуги большой и в последнее время даже начинает превышать предложение.
Туристы со всего мира
За время существования центра старообрядцев экскурсии, организованные тарбагатайцами, посетили туристы из более чем тридцати стран.
- Некоторые из них приезжают к нам не первый раз. Одна французская семья каждый год предпочитает проводить свой отпуск только у нас. И таких примеров хоть отбавляй, – делится предприниматель. – Кстати, именно с иностранных туристов и начинался наш бизнес. Но в последние годы растет и количество местных, желающих познакомиться с культурой и бытом старообрядцев. Приехав впервые, они в следующий раз обязательно привозят с собой гостей. А в последнее время стало модным проводить свадьбы и юбилеи, даже корпоративы устраивают в деревнях.
Не стоит бояться
По словам руководителя Центра старообрядцев, начиная свой бизнес в сфере сельского туризма, не стоит ничего бояться.
- Во-первых, первоначальные затраты при открытии такого бизнеса минимальны, потому что вы предоставляете клиентам готовый продукт – быт и культуру сельчан. Во-вторых, у нас в Бурятии сельский туризм еще не имеет жесткой конкуренции. Чтобы «встать на ноги», нужно вложить в это дело всю свою душу и время. Только плодотворный труд будет иметь настоящий успех, - уверена Любовь Пластинина.