Мэры, председатели горсоветов, городских дум и председатели контрольно-счетных палат городов – членов Союза представительных органов муниципальных образований России собрались в Улан-Удэ на заседание Координационного Совета.
Контроль на всех этапах
Впервые заседание Координационного Совета проходило с участием членов Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Контрольно-счетную палату г. Улан-Удэ представляла её председатель Ольга Генералова, ответственный секретарь Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Все вместе они собрались для того, чтобы обсудить, как конструктивно взаимодействовать муниципалитетам и главным контролерам бюджетных средств. Основной вопрос, который обсуждался – прозрачность бюджета. В современных реалиях, отметил глава Бурятии Вячеслав Наговицын, от взаимоотношений двух органов – представительных и контролирующих - во многом зависит эффективность управления городом. Александр Голков, мэр Улан-Удэ и по совместительству зампредседателя Координационного Совета Союза, отметил:
- У нас ни один проект решения депутатов горсовета не утверждается без одобрения контрольно-счетной палаты. Результатом такого налаженного взаимодействия стало значительное снижение в 2014 году количества нарушений по результатам внешней проверки исполнения бюджета.
Приглашенные, а это представители разных городов – от Астрахани до Владивостока, делились своим опытом взаимодействия между представительными и контрольно-счетными органами. К примеру, Ирина Морохоева, председатель КСП Иркутской области, обратила внимание собравшихся на такую важную деталь, как формирование бюджета по программно-целевому принципу.
Стоит отметить, что Улан-Удэ как раз и идет в данном направлении, еще на стадии проекта проводя экспертизу программ, что в конечном итоге способствует формированию прозрачного бюджета и его рациональному использованию в дальнейшем.
«Болезнь роста» закона о закупках
Не менее важным вопросом функционирования муниципалитетов является вступление в силу нового Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Именно о нем шла речь на круглом столе. Почему муниципалитеты так остро ставят этот вопрос? Потому что именно небольшие муниципальные образования оказались в плену огрехов и недочетов ФЗ-44.
Глава г. Пскова Иван Цецерский высказался, что только люди привыкли работать по ФЗ-94, как ему на смену пришел ФЗ-44.
- Муниципалитетам работать стало сложнее, чтобы обеспечивать государственные и муниципальные нужды. Теперь для того, чтобы купить любую мелочь – от пачки бумаги до канцтоваров, необходимо провести аукцион. Кроме того, из-за этого затягиваются сроки выполнения важных ремонтных работ на дорогах, при строительстве, ведь сезон в большинстве регионов короткий. Ничего купить нельзя, - сказал Цецерский.
Другой пример привела Елена Симеонова, председатель городской думы г. Астрахани:
- Новый закон удобен крупным организациям. Мы собрались заняться озеленением. Объявили конкурс. И что вы думаете? В Астрахани с населением полмиллиона человек у многих цветочников даже нет своего расчетного счета. Бизнес даже не хочет вникать в этот закон, отмахивается от нас.
И хотя июньские поправки, принятые Госдумой, немного облегчили жизнь небольшим участникам закупочного процесса, все же большинство участников круглого стола сошлись во мнении, что нужд и чаяний муниципалитетов они не решили. Противоречия внутри закона все же остались. По итогам работы были выработаны предложения и рекомендации для устранения правовых пробелов в законе о закупках, которые уйдут «наверх» - в Министерство экономического развития (которое и является разработчиком ФЗ-44), в Госдуму и Совет Федерации.
- Сегодня мы услышали мнение наших коллег из разных городов. Они схожи, и поэтому мы как Союз представительных органов муниципальных образований России свою резолюцию отправим в Москву. Недопустимо ставить муниципалитеты в условия, когда из-за бюрократии затягиваются конкурсные процедуры. Все это сказывается на качестве предоставляемых услуг. А нам отвечать перед населением за ремонт дорог, теплотрасс, строительство социальных объектов и прочие важные вопросы жизнеобеспечения. Мы боремся за то, чтобы бюджетные средства использовались эффективно, - отметил Александр Иванов, председатель Координационного Совета и глава г. Калуги. - В Улан-Удэ накоплен определенный опыт в реализации этого закона, и он, несомненно, будет применяться в муниципальной практике других городов.