Мероприятие состоялось в рамках Байкальской международной деловой недели под эгидой Морской коллегии при правительстве России.
По мнению Арнольда Тулохонова, ближайшее десятилетие ознаменуется конфликтами человечества за пресную воду. Причём они будут связаны не только с питьевыми ресурсами: не исключены споры вокруг развития транспортного сообщения, строительства ГЭС и добычи нефти и газа на трансграничных реках.
- Мы находимся на транзитных путях из Европы в Азию, - отметил в своём выступлении Арнольд Тулохонов. - Могу напугать, могу предупредить, что будущее десятилетие, будущее время - это время конфликтов за пресную воду, за транзитные реки, потому что без еды можно прожить неделю, а без воды уже и три дня - многовато. Это нужно обсуждать сегодня в геополитическом плане. Уже накопились проблемы, начиная с Крыма, когда Украина «отрезала» воду россиянам, и на Урале, когда мы «отрезали» пресную воду Казахстану.
В перечень потенциальных «конфликтных» зон входит и Бурятия.
- У нас возникают проблемы по Селенге, поэтому трансграничные реки - это очень важная проблема, - уверен Арнольд Тулохонов. - Во что это выльется, можно только гадать, но лучше всего всё-таки предупреждать все эти конфликты. Мы должны понимать, что в России от транзитных рек зависит Субарктика и Северный завоз, где есть этот единственный путь. И если мы говорим о Северном морском пути, не надо думать, что это одна голая транзитная линия от Владивостока до Мурманска. В неё, в первую очередь, должны быть заходы в наши северные реки. Это Колыма, Обь, Енисей. К сожалению, не все они развиты в достаточной мере. Северный морской путь тоже связан с Субарктикой, с нашими северными реками.
По его словам, реки, протекающие на территории Сибири, - источник катастрофических наводнений.
- Мы это уже знаем, мы с этим сталкиваемся, и не изучать и не прогнозировать эту проблему мы просто не можем, - заметил он. - К сожалению, у нас нет Министерства речного флота, и эти проблемы «повисают» в воздухе. Из года в год перевозки речным путем сокращаются. Хотя речной транспорт - самый дешёвый для того, чтобы перевозить и пассажиров, и грузы.
Однако развитию речного судоходства в Сибири, в том числе и в Бурятии, препятствует множество факторов. Прежде всего, это климатические условия.
- Сезонность - наша главная беда, у нас в основном зима, - подчеркнул сенатор.
Движение водного транспорта на территории Бурятии ограничено и в нерестовый период. Ещё одна причина «невостребованности» - мелководье.
- На Селенге мы, к сожалению, давным-давно не делали работ по углублению дна, хотя сами понимаем, что речной песок и гравийно-песчаная смесь - очень важный строительный материал, - заметил Арнольд Тулохонов.
В качества примера он привел соседний Китай, где при строительстве ГЭС «Три ущелья» на реке Янцзы правительству удалось не только обеспечить электроэнергией всю промышленность Великой китайской равнины, но и ликвидировать последствия катастрофических наводнений Янцзы, улучшить условия для судоходства и развития водного туризма. В результате грузопоток увеличился примерно в 5-6 раз. России же к таким показателям еще стремиться и стремиться.
- У нас имеется сеть водных путей в 100 тыс. км., 130 портов, 100 тысяч человек - это остатки от былого могущества речного флота. Сегодня, к сожалению, все это становится все менее важным, - заявил он. - Но хочется надеяться, что это могущество мы когда-то восстановим.
Возродить водный туризм в будущем надеются и на Селенге.
- Старшее поколение до последнего помнит, как у нас тут ходили речные трамвайчики, которые были очень удобны для молодежи, для влюблённых, для туристов. Ходили они по Селенге вплоть до Новоселенгинска, где у нас есть еще одна туристическая точка - место, где есть память о потомках Пушкина, - заявил сенатор.
В конце выступления господин Тулохонов озвучил ряд предложений к членам Морской коллегии: признать состояние внутренних транспортных речных систем неудовлетворительным, разработать территориальные схемы развития речного транспорта и научные основы для использования внутренних вод в условиях меняющихся геополитических отношений. Кроме того, сенатор предложил организовать мероприятия по развитию транзитного транспортного сообщения от Улан-Удэ до Наушек, а в обозримом будущем - и до Монголии.