Проблему озвучили 4 августа на «круглом столе», посвящённом развитию туристической инфраструктуры на Байкале.
- Туристы, приезжающие в наш регион ради Байкала, готовы не только посмотреть на озеро, но и ещё узнать его как-то поближе. А это возможно только благодаря нашему водному транспорту, - отметил в ходе «круглого стола» министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Артур Сулейманов. - На побережье Байкала в Слюдянском и Ольхонском районах уже имеются сложившиеся туристические центры с инфраструктурой. По предварительным оценкам, количество туристов, приезжающих на Байкал, увеличивается на 20 процентов в год и сейчас составляет более 600 тысяч человек. Вместе с тем и растёт интерес к круизам на теплоходах.
Однако находящаяся на территории Иркутской области транспортная инфраструктура находится в неудовлетворительном состоянии и требует масштабной реконструкции. Здесь-то и возникает ряд сложностей.
- Большинство причальных сооружений, задействованных при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок, являются федеральной собственностью, - сообщил Артур Сулейманов. - В силу требований бюджетного законодательства средства из местного бюджета на их реконструкцию не могут быть направлены.
Федерация, в свою очередь, не выделяет деньги на поддержание этого имущества в надлежащем состоянии. Правительство Иркутской области обратилось с соответствующей просьбой в Росимущество, но никаких результатов это не дало.
- Был получен ответ, что федеральным бюджетом не предусмотрено финансирование данного направления, - рассказал министр.
Сейчас решается вопрос о передаче портов и другого имущества в муниципальную собственность. Местные власти уже проводят работу по сбору информации о техническом состоянии причальных сооружений в Иркутской области, в том числе и в акватории Байкала.
Осуществлять пассажироперевозки по озеру иркутяне могут только в пределах своей территории. Чтобы приезжие туристы могли пересечь границу области, требуются дополнительные финансовые вливания. В связи с этим на «круглом столе» было озвучено предложение - наладить водное сообщение с Бурятией при помощи субсидий из федерального бюджета.
Его поддержал зампредседателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы России Михаил Слипенчук. В своём выступлении он сообщил, что у республики практически нет необходимой инфраструктуры.
- Те инициативы, которые вы высказали, будут поддержаны. Вопросы о сохранении и развитии флота, которые вы подняли со своей стороны, с бурятской будут, наверное, ещё хуже. Во всяком случае, мой опыт управления экспедицией «Миры на Байкале» в 2008-2011 гг. показал, что с нашей стороны флот практически отсутствует. Судостроительный завод уже прекратил своё существование, того и гляди, прекратит существование и речной порт. Во всяком случае, на федеральном уровне стоит задуматься о создании фактически «с нуля» флота для Байкала, причём не только со стороны Иркутской области, но и Бурятии.
Ещё одна проблема республики - отсутствие условий для эксплуатации современных видов транспортной техники. В Минтрансе надеются, что ситуацию спасёт строящаяся «Байкальская гавань», где создаются современный порт и причальные сооружения.