На подмосковном полигоне Алабино завершился один из четырех этапов соревнований Чемпионата мира по «Танковому биатлону -2014». В третий день состязаний в индивидуальной гонке одержал победу российский экипаж во главе с младшим сержантом Булатом Цыреновым.
Накануне старта спецкору «МК» удалось поговорить с героями – танкистами.
Я встретилась с экипажем Булата Цыренова за день до начала соревнований. На бойцах - никаких тяжелых комбинезонов и шлемов. Ребята вышли из казармы в легкой летней одежде. Перед ответственным стартом участником дали отдохнуть.
-Все мы родом из небольших сел. Я из Цугола, Забайкальского края, - говорит командир танка, сержант Булат Цыренов. - Наводчик – оператор Сандан Дашиев – из Алханая, где рядом стоит священная гора, механик – водитель Александр Рыбаков – из Банщикова, Иркутской области.
Булат и Сандан выросли в крае, где мужчина должен уметь бороться, плести треножник для коня, натягивать тетиву лука, быть наездником, охотиться, знать кузнечное дело и одним ударом руки ломать позвоночную кость скотины. Саша – из района, который относится к Крайнему Северу. Все трое в отдельной мотострелковой бригаде, которая дислоцируется в Борзе, считаются лучшими.
- Пришли в армию по призыву, подписали контракт, с марта в Хабаровске начали готовиться к танковому биатлону, - говорит Булат Цыренов.
Сандан Дашиев по специальности - командир танка. Но из–за отличных показателей в стрельбе занял в башне на время соревнований левое кресло, предназначенное для оператора – наводчика. На вопрос, бывают ли промахи, Сандан говорит: «Если только сбивается прицел или происходит износ канала ствола».
Интересуюсь у экипажа, кто, за что отвечает в танке?
-Я отвечаю за связь, загрузку боеприпасов, координирую работу экипажа, - говорит Булат. – Сандан – наши «глаза», он поражает мишени. От Саши зависит скоростной режим, насколько быстро и маневренно мы будем передвигаться по трассе.
А трассу специалисты Спецстроя подготовили максимально приближенной к боевым условиям. Экипажам придется преодолеть брод, крутой подъем, колейный мост, эскарп, змейку.
-Мы эту трассу уже проходили на Всеармейских соревнованиях по танковому биатлону. Самое сложное из препятствий – это «колейный мост», - говорит механик – водитель Александр Рыбаков. - Это своеобразная эстакада, где проложены две колеи, по ней надо проехать, не свалившись не влево, не вправо. Также надо следить, чтобы танк не стукнуть носом.
-В яме с водой танк не может увязнуть?
-Это препятствие именуется «брод». Яма с водой глубиной полтора метра сделана на бетонной подложке. Вязкой глины, где мог бы застрять танк, там нет.
-Расскажите о модернизированном танке Т-72Б3, на котором выступаете, чем он отличается от серийного варианта?
-Это самая последняя версия легендарной «семьдесятдвойки». На этом танке цифровая электроника, мощный движок, машина быстро набирает скорость и буквально летит по полигону. Также установлен автомат переключения передач, танк уверено держит радиус поворота, - говорит Александр.
-Отметьте новый автоматизированный многоканальный прицел «Сосна-У», - добавляет Сандан. - Там есть автомат сопровождения цели, то есть если мишень «схвачена» прицелом, то он ее не отпустит, как бы танк не поворачивался и наклонялся на местности. А у командира в новом танке появились новые панорамные стабилизированные прицелы, что помогает самостоятельно обнаруживать хорошо замаскированные цели.
Танкисты говорят, что надеялись, что кувейтцы привезут свои «Абрамсы», но М1А2 до России так и не доехали. По одной из версий, этому воспрепятствовала американская сторона.
-А вот у китайцев хватило смелости привезти свои танки Type96А.
-Отчаянные ребята! Китайская боевая машина тяжелее нашей на 5,5 тонн. Заявленная максимальная скорость - 65 против наших машин с 60 км/ч по грунтовке. Скорострельность та же - 8 выстрелов в минуту. Но мы заметили, что у них танки постоянно ломаются, часто они просто «не вывозят» экипаж, у них перегревается двигатель. И подвеска не подходит к нашим условиям. (В первый же день соревнований у представителей Поднебесной у танка слетела гусеница. На трассу вышел запасной китайский танк, что допускается правилами соревнования. – Авт.)
-В состязаниях принимают участие команды из 12 стран, в том числе из Анголы, Венесуэлы, Индии, Киргизии… Довелось ли уже пообщаться с кем–то из соперников?
-Тренировки у всех были в разное время. К тому же мешает языковый барьер. Но при встрече мы обязательно здороваемся. Даже если видим друг друга издалека, машем в приветствие руками. Китайцы все одного роста, на одно лицо. Бывает, что здороваемся по нескольку раз на дню. По слухам, они готовы нас «порвать», говорят, что не видят в российских экипажах соперников.
-А вы кого остерегаетесь?
-Очень сильные команды из Казахстана, Белоруссии и Армении, - говорит Булат.
-Рады, что в результате жеребьевки вам выпал красный цвет танка? Красный – цвет победителей.
-Конечно, здорово. Мы опасались, что нам выпадет зеленый цвет. По правилам соревнований, какой цвет танка, такового же цвета и мишени. А зеленая мишень могла просто слиться с общим фоном, можно и промазать.
-Что собой представляют мишени?
-Это макеты из дерева, которые повторяют силуэты танка, низко летящего вертолета и ручного противотанкового гранатомета (РПГ). Размер — от 900 см до 1800.
-С какого расстояния придется стрелять?
-На первом круге стрелять будем штатным артиллерийским выстрелом. Это самый сложный выстрел, мы его называем «прогревочным». Профессионалы знают, что холодный ствол бьёт выше. Значит, целясь в «танк», надо брать ниже. Мишень будет появляться на расстоянии 1600 – 1800 метров, как только мы доложим по рации, что готовы к бою. На каком расстоянии ее поднимут – неизвестно. В этом – то вся и интрига. Причем, показ целей будет ограничен по времени. После стрельбы будем докладывать: «Оружие разряжено», в ответ услышим: «По маршруту соревнования, вперед!» И уж как повезет – со штрафной минутой или без нее. На следующих этапах, в спринте и гонке преследования, за промах уже будут назначать штрафной круг.
На втором круге в индивидуальной гонке стрельба уже будет вестись из зенитного пулемета. С расстояния 900 метров по мишени «вертолет» уже будет стрелять командир танка. На третьем круге из спаренного пулемета поражать мишень «РПГ» снова действует оператор - наводчик. Дальность – 600 – 800 метров.
На маршрут экипажи запускать будут поочередно, через 60 секунд. В заезде участвуют четыре машины. А всего каждую страну представляют три основных экипажа и один запасной. За промахи и неудачные манёвры (наезд на «мину», сбивание ограничительных столбов и другое) экипажам будет начисляться штрафное время.
-Кто вас тренирует?
-Начальник отдела управления боевой подготовки Восточного военного округа полковник Вячеславом Жаплов, - говорит Сандан. - Он же является капитаном российской команды.
-Верите в победу?
-Конечно, мы полгода к этому шли, пахали, не жалея сил, сейчас просто обязаны подняться на пьедестал.
За Сандана в Алабино приехали болеть из Бурятии его родители. Близкие Булата и Александра будут наблюдать за состязаниями по телевизору.
Их заезд сложился довольно драматически. Все ждали соперничества российского экипажа с китайским, но представители Поднебесной остались далеко позади. Наш экипаж пришел к финишу первым. Ближайшие соперники из Казахстана отстали почти на минуту. «МК» удалось дозвониться до Александра Рыбакова:
- Мы были первыми, но своим временем недовольны. Удался только штатный артиллерийский выстрел. Помешала неисправность. Впереди – спринт, гонка преследования и эстафета. Постараемся мобилизовать все свои силы.
Как сообщил главный судья соревнований генерал-лейтенант Юрий Петров, в общем рейтинге первое место по – прежнему занимает Российская Федерация - 26 минут 27 секунд, на втором - Республика Казахстан - 30 минут 14 секунд, Республика Индия - 31 минута 26 секунд. На четвертом месте экипаж из Белоруссии, на пятом - танкисты из Армении. Шестое место у Киргизии. Китай идет на 7 месте, сообщает «Московский комсомолец».