Байкал
4661

В Бурятии предлагают запретить продажу омулёвой икры

«Табу» на торговлю будет действовать с середины августа до конца октября, когда рыба идёт на нерест

Фото russianstock.ru

Такое предложение прозвучало 13 августа на совещании в правительстве Бурятии под председательством зампреда Александра Чепика.

Сейчас запасы рыбы в водоёмах Бурятии стремительно сокращаются, а рыбохозяйственные заводы находятся под угрозой закрытия. Причина тому – растущие браконьерские выловы. Ограничение на продажу омулёвой икры – лишь одна из превентивных мер. Эксперты считают, что впору переходить к крайним мерам – вводить полный запрет на вылов байкальского омуля.

Эти и многие другие вопросы были внесены в повестку совещания по организации охраны нерестового омуля. Правда, его итоги так и остались неизвестными: в разгар обсуждения Александр Чепик попросил представителей СМИ удалиться из зала.

Омулевые стада редеют

По словам специалистов, за последние 50 лет общая численность нерестовых стад омуля, заходящих в основные воспроизводящие реки – Баргузин, Селенгу и Верхнюю Ангару, колебалась от 2 до 7 млн. экземпляров. Максимальный показатель за весь период наблюдений – 7,6 млн. экземпляров – был зафиксирован в 2003 году, а вот в 2013-м он достиг критической отметки.

- На нерест во все реки зашло 2 млн. воспроизводителей, – сообщил директор Байкальского филиала ФГУП «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд.
 
Это примерно в два раза меньше среднемноголетнего значения за весь период наблюдений. Большие опасения вызывает и снижение нерестового стада в Верхней Ангаре: на него приходится почти 50% всего прибрежного омуля, вылавливаемого в Байкале. В 2013 году минимальный заход был отмечен и на других основных нерестовых реках. Эксперты связывают это с браконьерской деятельностью.

- В возникшей ситуации необходимо усилить охранные мероприятия на путях формирования нерестовых скоплений в устьях воспроизводящих рек и уделить особое внимание охране нерестового омуля на путях нерестовых миграций, – заметил Владимир Петерфельд. – Если такая ситуация повторится с заходом в следующем году, то нам будет необходимо принять самые экстренные меры, вплоть до запрета на вылов на два-три года.

По мнению Владимира Петерфельда, сохранить популяцию омуля поможет приостановление всех работ в основных местах нереста.

- Потенциальное место для нереста – практически вся река Селенга, – подчернил он. – Сокращение промстоков играет немаловажную роль, потому что выживаемость самой икры на нерестилищах ниже Улан-Удэ практически в три раза меньше, чем выше города.

«Не лозунги нужны»

Проблемы охраны нерестового омуля в правительстве по традиции поднимают каждое лето. Однако, как показывает практика, год от года нужного результата – чтобы рыбы было много и чтобы за её вылов (в пределах нормы) в казну шли налоги – достичь не удаётся. По этой или по какой-то другой причине предложения Владимира Петерфельда не удовлетворили зампреда по экономическому развитию Александра Чепика. Он потребовал «конкретных предложений».

- Не лозунги нужны. Конкретные предложения какие, – поинтересовался Чепик. – Мы должны сегодня какие-то решения принять по нашей встрече.

В ответ Петерфельд предложил полностью запретить продажу омулёвой икры.

- Не для кого не секрет, что в настоящее время в Иркутской области она продаётся свободно, в любых количествах, – отметил он.

- Вы это можете сделать? Закон позволяет принять такое решение, – спросил зампред.

- Я думаю, наверное, что-нибудь можно придумать, – предположил Петерфельд.

- Не «думаю» и не «наверное», я спрашиваю: по закону это сделать можно или нет? Нельзя этого сделать. Все документы подготовлены, что икра была добыта из омуля, который выловлен в допустимые сроки. У наших официальных добытчиков есть квота. Что можно сделать, – продолжал вопрошать зампред.

Он добавил, что показатели в ежегодных итоговых отчётах «Госрыбцентра» не меняются и квоты на вылов омуля остаются прежними.

- В чём причина? Браконьерство? Если из-за добычи гравия икра не выжила, тогда надо вносить изменения в лицензии на добычу полезных ископаемых, – посоветовал Чепик. – Это всё в наших силах. Надо приглашать предпринимателей, которые этим занимаются и разговаривать с ними, чтобы не делали этого. Либо искать пути расторжения – это можно сейчас сделать в судебном порядке. Мы должны уйти сегодня с совещания с понятными всем решениями, что необходимо предпринять.

Икру запретят?

Руководитель Байкало-Ангарского территориального управления Росрыболовства Михаил Воронов предложил совместно с Иркутской областью на уровне правительства создать документ о запрете на продажу икры. Такое право останется только за одним производителем – Кабанским рыбозаводом, имеющим соответствующую лицензию.

- Вся остальная икра нелегальная, – заявил Воронов. – У нас налажено взаимодействие с Роспотребнадзором. Информация обо всех партиях икры, которые возможны к продаже, нам поступает официально.

Если продажу запретят, продукция, произведённая вне Кабанского рыбозавода, будет считаться контрафактной. С ней будут работать уже правоохранительные органы.

Чтобы поменьше беспокоились

Какое решение было принято по этому предложению, СМИ узнать не удалось.

- Давайте мы средства массовой информации отпустим, чтобы они поменьше беспокоились, – предложил Чепик. – Спасибо за понимание.

Тех журналистов, кто сразу не покинул зал, попросили удалиться повторно. Отметим, с докладами на совещании должны были выступить министр внутренних дел Бурятии Олег Кудинов и главы семи районов республики.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях