Наш путь пролегает по уже знакомому маршруту следования – Селенгинскому району. В одном из июльских номеров мы уже знакомили вас с некоторыми представителями сельского бизнеса, на этот раз вас ждут новые герои и новые истории.
Грибной рай
Наша первая остановка – поселок Темник. После его посещения осталось четкое ощущение того, что в этой местности только ленивый не стремится стать миллионером.
На пороге своей грибной фермы нас приветливо встречает предприниматель Светлана Доржиева. Около трех лет назад у нее возникла идея заняться бизнесом, да таким, которого в республике еще не было. После тщательно проведенного анализа и изучения рынка женщина остановила свой выбор на производстве грибов и, по ее словам, не пожалела.
- Я начала искать что-то уникальное, чего в нашем регионе еще нет, изучила рынок, исследовала статистику и нашла идеальный для себя бизнес – грибоводство, - вспоминает свои первые шаги гостья нашей рубрики. – Поначалу меня преследовали неудачи, в первый раз ничего не выросло, да и во второй раз тоже. Лишь с третьей попытки я получила результат – первый урожай. И если в первый год мы высадили 30 мешков для производства грибов, то сейчас их количество увеличилось до 150.
Выращиваются грибы в больших целлофановых мешках, набитых пропаренной соломой и обработанных специальным раствором, содержащим зерновые мицели (споры, из которых растут грибы).
С одного такого мешка хозяйка грибной фермы получает около 2,5 кг грибов. При рыночной стоимости 300 рублей за килограмм Светлане удается зарабатывать примерно 90 тысяч рублей в месяц. Рентабельность такого бизнеса составляет целых 120%!
- Это довольно прибыльный бизнес, - делится с нами Светлана Доржиева. – Но грибы требуют постоянного внимания. Наш рабочий день начинается в 6 утра и заканчивается ближе к полуночи. Чтобы заниматься таким видом деятельности, необходимо постоянное присутствие человека. Если вовремя не сделать надрез на мешке в том месте, где появились зародыши грибницы, то можно считать, что будущие грибы потеряны. Таких зародышей в день появляются сотни, и их нужно тщательно отслеживать.
Уже сейчас предпринимательница задумалась о расширении своего бизнес-проекта, но на сегодняшний день, по ее словам, государственной поддержки в размере 300 тысяч рублей явно не хватает.
Светлана Доржиева:
- Если правительство страны в ближайшие годы целенаправленно возьмется за поддержку местных производителей, то через 50 лет Россия сможет полностью обойтись без импорта.
- Ежемесячный объем выпускаемой продукции составляет примерно 300 килограммов, а городские торговые сети готовы принимать продукцию партиями в несколько тонн. Для того чтобы увеличить производственные мощности до необходимых реализуемых объемов, нужны вложения, - говорит Светлана. – Для расширения площадей мы присмотрели несколько зданий ферм, пустующих с постсоветских времен, они идеально подходят для производства грибов. Но для того чтобы отремонтировать эти помещения и закупить оборудование, необходимо привлечь почти 10 миллионов рублей. При таких вложениях можно производить до 15 тонн продукции в месяц, это позволит обеспечить грибами всю республику. Однако таких денег у нас пока нет.
Хозяйка грибной фермы, впрочем, отметила, что представители других регионов страны предлагали вложить необходимые средства, но при условии, что фермы будут располагаться и сбывать продукцию на их территории.
- Нашей технологией производства грибов заинтересовались представители Монголии, Иркутской области и Забайкалья. Они готовы вкладывать средства и предлагают внедрить производство грибов у них, но нам хочется работать для родной Бурятии, ведь, как говорится, где родился, там и пригодился.
Кто хочет стать миллионером?
По дороге в поселок Темник буквально на протяжении нескольких километров за окнами нашей машины мелькали заросли дикорастущей облепихи.
Как позже выяснилось в разговоре с главой поселения Николаем Мухиным, в окрестностях этого населенного пункта произрастает более пяти тысяч гектаров уникальной по своим свойствам ягоды. Когда-то в советские годы сбор облепихи приносил и району, и республике неплохой доход, но с начала 90-х о ягодных плантациях все забыли. Однако предприимчивые гости из других регионов по сей день умудряются зарабатывать на бурятской облепихе десятки, если не сотни миллионов. При этом, со слов сельского главы, в казну поступают лишь крохи, оплаченные чужаками за аренду небольшого клочка земли.
Николай Мухин:
- В нашем поселке новость о поддержке производителей восприняли с воодушевлением, все надеются, что село наконец оживет и у каждого жителя появится работа.
- Раньше в Улан-Удэ существовал завод по производству облепихового масла и соков, но в 1992 году все развалилось, и облепихой никто не стал заниматься, оросительные системы забросили, - с сожалением рассказывает Николай Мухин. – Уникальная бурятская облепиха, которая по содержанию каратиноидов в несколько раз превосходит ту же алтайскую, в родной республике оказалась никому не нужной.
Впрочем, ненужной она оказалась лишь для самой Бурятии, чем с удовольствием воспользовались пришлые коммерсанты. Так, начиная с 2005 года, облепиху из Бурятии вывозят все кому не лень – томичи, москвичи, алтайцы и даже бизнесмены из Монголии.
По словам нашего собеседника, с более чем пяти тысяч гектаров облепихи можно без проблем собирать около двух тысяч тонн ягоды, а учитывая, что весной ее цена может доходить до 100 рублей за килограмм, то при должном подходе к делу можно заработать до 200 млн рублей в год, а за плодотворную «пятилетку» - целый миллиард! Только за прошлый год, как нам рассказал глава поселения, заезжими бизнесменами было вывезено более одной тысячи тонн ягоды. При этом арендаторы не церемонятся с плодами и вырабатывают лишь так называемый облепиховый жом, все остальное спуская в утиль. Из выработанного жома они производят масло и БАДы. Получается, все то, на чем могла бы зарабатывать республика, либо уходит в отходы, либо зарабатывается, но не нами.
С мнением главы Темника не согласился директор компании «Байкал-Вита» Андрей Жук. Отметим, что инвестором этой фирмы выступает один из алтайских бизнесменов. По словам руководителя «Байкал-Вита», из бурятской облепихи невозможно производить ничего, кроме жома. Бизнесмен уверял нас, что местная облепиха очень кислая и делать из нее соки и другую сопутствующую продукцию практически невозможно. А вот, мол, на Алтае довольно высокий урожай этой ягоды, а инвестор вкладывает деньги в производство жома из нашей облепихи по инерции, и что местным жителям нужно радоваться, что хоть кто-то дает им возможность заработать. Только за прошлый год, по его словам, компания выплатила жителям Темника за сбор ягоды более 10 млн рублей.
Получается, что местные жители мечтают о возрождении массового производства масла и жома у себя на родине, а компания, представляющая интересы алтайского инвестора, уверяет, что бурятская ягода не выдержит конкуренции на рынке из-за своих невысоких вкусовых качеств.
Кстати, представитель компании «Байкал-Вита» не упомянул о том, что кроме производства жома облепиху можно использовать в целом ряде производств, начиная от кондитерского, пищевого и ликеро-водочного, заканчивая фармацевтикой и косметологией. Идущие впереди планеты всей китайцы уже давно поняли всю перспективу переработки ягоды и даже разбили у себя почти 1,5 млн гектаров «облепихового сада». Чуть более 15 лет назад канадцы также всерьез задумались об облепиховых плантациях, несмотря на то, что для них эта ягода чужеродная, как когда-то для нас такими были картофель и табак.
Нас не хотят замечать
Проезжая мимо села Тохой, мы решили заглянуть на «огонек» к хозяйке знаменитого Тохойского плодопитомника.
Уже почти 20 лет Валентина Данзанова бережно выращивает и продает саженцы бурятской селекции. На трех гектарах земли Валентина Васильевна вместе со своей семьей воспроизводит более 40 видов плодово-ягодных и декоративных культур. Кстати, ее бренд «Тохойские саженцы» известен далеко за пределами республики. Клиенты из Иркутской области, Забайкальского края и даже с Дальнего Востока здесь нередкие гости.
Валентина Данзанова:
- К введенному запрету на ввоз импортной продукции отношусь положительно, и надеюсь, что это поможет «подняться с колен» местным производителям.
- Во многих городах Монголии специально для нашего питомника устраивают целые ярмарки-распродажи, настолько наша продукция себя зарекомендовала, – делится с нами женщина. – Сегодня удается сбывать до 90% плодово-ягодной продукции.
За год на саженцах питомник зарабатывает около 4 млн рублей при затратах в 3 млн. Рентабельность бизнеса достаточно высокая – около 30%.
Но при всех положительных моментах есть главная проблема – сбыт. И если с плодово-ягодными культурами удается этот вопрос хоть как-то решать, то с декоративными культурами ситуация выглядит куда плачевнее. К концу сезона удается реализовать не более 40% продукции. При этом основными заказчиками декоративных саженцев в других городах, как правило, являются госструктуры. Наши же чиновники, по словам Валентины Данзановой, предпочитают закупать саженцы за границей.
- Спрос на декоративные культуры создают, как правило, различные ландшафтные бюро, а также районные центры, и лишь небольшую долю - частные хозяйства, – объясняет хозяйка питомника. - Мы выращиваем около 20 видов уникальных саженцев, среди которых тополя, которые не выделяют пух, акации, клены и т.д. Причем все саженцы засухо-, пыле- и газоустойчивые, и, что очень важно, они приспособлены под наши климатические условия, а это самое оптимальное решение для Улан-Удэ. Однако власти столицы как будто не замечают нашего существования. При Айдаеве саженцы почему-то закупали в Польше, при Голкове заговорили про какие-то сибирские дубы. Причем ежегодно закупаемые в других регионах и странах саженцы погибают от наших морозов, и из года в год их все равно берут. Наши же саженцы можно посадить и забыть про эту проблему на долгие годы. Мэр Улан-Удэ заговорил о возрождении Горзеленхоза. А зачем? Ведь в мэрии прекрасно знают, что мы можем полностью обеспечить саженцами весь город! О какой же поддержке местного производителя может тогда идти речь? За долгие годы нам лишь возместили стоимость «уазика», взятого в лизинг. Кстати, в 2011 году в ходе рабочей поездки наш питомник посетил глава республики и председатель Народного Хурала. Тогда Вячеслав Владимирович отметил, что таких производителей, как мы, нужно обязательно поддерживать. Похвалил, отметил и уехал.
Все предприниматели, с которыми нам удалось поговорить в ходе поездки в район, в голос утверждали, что во всех курирующих министерствах прекрасно знают о проблемах, но пока поддержка местных производителей идет ни шатко ни валко. Но каждый из них где-то в глубине души надеется, что после запрета на ввоз импортных продуктов и заявлений Владимира Путина о том, что «на санкции ответим поддержкой отечественного производителя» ситуация в корне изменится и к ним наконец-то повернутся лицом. И тогда каждый сможет по-настоящему гордиться тем, что наша продукция сделана в родной Бурятии!