Напомним, справка о смерти Александра Толстоухова поступила в окружную избирательную комиссию только в 12 часов дня 14 сентября. К этому времени часть избирателей уже успели отдать за него свои голоса. Такой прецедент произошёл в республике впервые. По словам председателя Избиркома Бурятии Дмитрия Ивайловского, свою роль сыграла «бумажная волокита».
- Здесь есть такие моменты, как подтверждение смерти официальным документом, – отметил Ивайловский на правительственном брифинге 15 сентября. – После того, как документ пришёл, избирательная комиссия города и окружная комиссия №6 приняли решение об аннулировании регистрации Александра Толстоухова и вычёркивании его фамилии из бюллетеня.
Бюллетени «за» Толстоухова, выданные с 8 до 12 часов, аннулировали. Правда, их точное количество председатель Избиркома республики назвать почему то отказался.
- Те бюллетени, которые были выданы с 8 до 12 часов, аннулировали и их считали недействительными. Сколько таких бюллетеней – я не скажу, - категорично заявил Дмитрий Ивайловский.
И хотя члены УИК действовали согласно закону, не вычёркивая из списка фамилию мёртвого кандидата до официального подтверждения Следственного комитета, по мнению Ивайловского, со сроками они всё же затянули.
- Решения, которые принимает избирательная комиссия, должны иметь под собой соответствующую правовую основу. Просто информация по слухам означала бы соответствующее опротестование этих действий: а на основании чего вы приняли это решение, на основе того, что кто-то что-то сказал? Тогда эта комиссия превысила бы свои полномочия, – подчеркнул он. – Поэтому она выжидала. К сожалению, фактор времени не позволил оперативно сработать. Если бы они собрались в восемь часов утра, когда открылись участки, то запросили документы в пределах одного-полутора часов. Но, к сожалению, получилось только к 12 часам. Всё зависит от ответственности: комиссия могла бы взять её на себя без надлежащего документа и принять решение раньше.
Дмитрий Ивайловский прокомментировал и трагическую смерть Александра Толстоухова. По его мнению, она никак не связана с избирательным процессом.
- Когда человек идёт в публичную власть, вскрываются вещи, которых он, возможно, сам не замечал, – заявил председатель Избиркома. – Избирком фиксирует, констатирует эти отношения, и если они идут вне правового поля, он представляет соответствующие санкции и говорит: «Исправляйте, или вы будете удалены». Здесь не конфликт закона и кандидата с Избиркомом, а его конфликт с применением закона. Поэтому избирательная комиссия ни в коей мере не может быть предметом этого действа. Здесь много фактов, которое вскроет следствие.