Чтобы не терять время, прямо из Дома печати мы вышли, пожалуй, на самую оживленную улицу города – пешеходный Арбат, где в торце дома по ул. Ленина, 31, располагается сразу несколько торговых точек.
- Пять организаций в одном месте и при этом две двери – самая распространенная ошибка. Создается вид базара. Предприниматель должен привлечь покупателя, чтобы у того был посыл зайти в магазин. Нужно знать, что всего существует около 100 точек входа, и каждая малейшая изюминка привлечет к вам посетителя. В данном случае мы видим несовпадение баннеров, разные цветовые решения, грязноватые жалюзи, висящие провода, обшарпанное крыльцо – все это наводит на мысль, что здесь все низкого или среднего качества. Эти несовпадения не привлекут сюда посетителя, — дает свой первый комментарий Сергей.
- Американский миллиардер Карл Сьюэлл сделал деньги на автомобильном бизнесе, его программа лояльности направлена на удовлетворение потребностей клиентов. Каждое утро перед его магазинами, где продаются автомобили, постригается трава, моется фасад, каждые четыре года в салоне меняется напольная плитка, причем самого высшего класса. Здесь же, судя по внешнему виду, ремонт проводился лет пять назад. Если отремонтировать ограждение, оформить, например, в национальном стиле, то это будет привлекать внимание и дополнительно стимулировать клиента зайти.
Мимо вывески проходили две девушки, которые бодро зашли в магазин. Когда они вышли, мы поинтересовались, почему они заглянули именно сюда.
- Мы увидели рекламу в интернете и зашли сюда, прочитав вывеску. А просто проходя мимо, мы бы не обратили на нее внимания, - объяснили посетительницы.
Следующая торговая точка привлекла наше внимание красивым крыльцом.
- Здесь сделали оригинальное крыльцо, но рядом – старая водосточная труба, которая портит внешний вид. На двери приклеен бумажный лист, распечатанный на простом принтере с надписью «Скидка 20%» - это вызывает ощущение дешевого магазина и не внушает доверия, хотя вывеска достаточно дорогая. Если нужно продать купальники, то можно поставить баннер-щит, который привлечет внимание покупателей. Рядом стоящие палатки вносят дисбаланс. Магазин должен ассоциировать себя с чем-то дорогим, если вы продаете действительно дорогое фирменное белье, - объясняет Сергей и добавляет: - Витрины в подобных магазинах лучше оформлять с помощью профессиональных мерчендайзеров.
Мы двигаемся дальше и выходим к магазину канцтоваров.
- Старайтесь употреблять меньше букв и ограничьте пестроту. Наш мозг запоминает картинки больше, чем текст, - советует бизнес-консультант, глядя на информацию для покупателей у входа, и поясняет: - Многие предприниматели считают, что обилие слов о скидках и предложениях привлечет покупателей, но это не так. Чтобы сделать ходовой товар, надо установить «сладкую цену». Обратите внимание на большие стекла, зеркальные двери, на них наклеен текст «распродажа» и что-то нарисовано, но двери открыты и вывески не работают.
Как нам рассказал бизнес-тренер, вообще существует несколько типов покупателей: кто-то заходит в магазин случайно, увидев вывеску, а кто-то идет туда с конкретной целью. На выходе нам как раз попался последний – самый легкий тип покупателя.
- Мы всегда заходим сюда, покупаем принадлежности. Здесь большой выбор, - ответила посетительница магазина.
На другой стороне улицы обращаем внимание на пиццерию.
- Тут огромные окна, которые можно использовать как рекламный носитель. Убрать бы «комплексные обеды, салаты» и поставить, допустим, «пицца за 50 рублей», - советует Сергей. - «Вкусно как дома» - давно уже избитая фраза. А еще можно было сделать из пластика фигуру большой пиццы и положить ее прямо на крышу, чтобы не было серости.
Проходя дальше по улице, замечаем вывеску с большим словом «Ликвидация», которое в последнее время охотно используют улан-удэнские предприниматели.
- Нужно понимать значение слов и их эмоциональный окрас. Создается ощущение, что магазин либо на грани выживания, либо продает некачественные вещи, поэтому дает огромную скидку для того, чтобы избавиться от неликвида, - считает наш собеседник.
Обращаем внимание на федеральный бренд.
- У них все сделано правильно. Родной пошарканный фасад здания спрятан за панелями, есть удобная лестница, строгая фирменная вывеска. Двери чистые. Надпись «Обвал цен на все 500 рублей» тоже обращает на себя внимание. Как правило, у федералов есть четко прописанные стандарты оформления торговых точек, - замечает Сергей.
Во время прогулки по Арбату мы увидели рабочего, моющего фасад, и поинтересовались, как часто он делает это. Оказалось, постоянно.
Наш эксперт, конечно, похвалил такой подход к делу и обратил внимание, что одной только вывеской завлечь клиента невозможно.
- Предприниматель должен с самого начала продумать план: начиная от униформы сотрудников, слов приветствия, дизайна интерьера и заканчивая вывеской, - добавил он.
Пересекая ул. Кирова, мы обратили внимание на еще один магазин, в котором под одной большой вывеской располагалось сразу несколько бутиков.
- Многие, проходя мимо, не замечают вывески, расположенные слишком высоко. Их лучше устанавливать на уровне глаз. Вывеска, расположенная на высоте 5 - 7 метров, не попадает в поле зрения, - отмечает Сергей.
Каково же было наше удивление, когда мы подошли к Центральной городской библиотеке им. И. Калашникова – отнюдь не коммерческой организации, но сделавшей все, чтобы оставить у прохожих приятные впечатления.
- Они единственные посадили цветы у входа, тем самым украсив и освежив вид библиотеки. Творчески подошли и к подбору цвета двери. Кстати, играть цветами – это еще один способ привлечения к себе внимания, - рассказывает специалист.
Очень частая ошибка, когда сам предприниматель делает что-то и при этом не спрашивает мнения покупателей. Маркетологи же советуют: перед тем как заказывать любой рекламный продукт, сделайте макет вывески на листе А4 и покажите ее разным группам: своим друзьям, знакомым, родителям, даже детям. Если они сразу поймут суть, только тогда заключайте договор с рекламной компанией.
- Когда мы делали один купон для автомойки, маркетолог подготовил 12 разных вариантов, которые я ему посоветовал. И он тестировал эти купоны полторы недели на автолюбителях. В итоге из 12 он выбрал два самых понятных. После этого поток клиентов значительно увеличился, - поделился с нами своим опытом Сергей.
Подойдя к Гостиным рядам, обращаем внимание на рекламный баннер, где вновь звучит слово «ликвидация».
- Надписи «брендовая одежда» и «ликвидация» несовместимы и не внушают доверия. Мне кажется, что это Китай. Рядом они сделали пеструю вывеску под аркой – все это дисгармонирует. Рекламируют Италию, Францию, а печать при этом на дешевых материалах, - замечает эксперт.
Подходя к «Сибирячке», отмечаем вывеску, указатели – все это в едином стиле. Заглядываем в окна салона.
- Молодцы, использовали пространство окна: показали скидки, поставили подарочные статуэтки. Под окном можно было бы разместить бурную зелень, чтобы все смотрелось ярко, - советует бизнес-консультант.
Кстати, о зелени. По словам Сергея, в нашем городе, особенно в центре, ощущается острая нехватка кустарников, газонов и цветов. А то, что есть, например Александровский сад возле часовни, никак нельзя назвать садом или сквером.
А ведь цветы и газон – это та маленькая «фишка», которая не только привлекает клиентов, но и создает облик обустроенного города. Все складывается из мелких деталей.
Чтобы показать пример красиво оформленного ландшафта, нам пришлось ехать до Элеватора, где в жилых домах по ул. Гагарина, 18 и 20, находятся сразу несколько магазинов.
- Постриженная лужайка, цветы – все красиво и аккуратно, это придает статус цветочному магазину, - говорит наш экскурсовод. – Вывеску дополняет надпись «24 часа». Хорошо подобрана композиция. Здесь есть призывы, зачем нужно туда заходить. Владельцы увеличили товарную площадь за счет расширения витрины – и это плюс. На первый взгляд, претензий нет.
Конечно, можно было и дальше искать изъяны и выявлять недочеты в оформлении, но мы решили остановиться, т.к. основные ошибки у владельцев магазинов и салонов оказались типичные. Надеемся, что приведенные примеры заставят улан-удэнских предпринимателей чуть по-другому взглянуть на внешний вид своего бизнеса и со временем привести его в порядок.