Не будет преувеличением, если скажем, что за последний год столица Бурятии все-таки совершила прорыв в сфере пассажироперевозок. С улиц исчезли несертифицированные микроавтобусы; появились удобные автобусы средней и большей вместимости; было объявлено о создании диспетчерской службы по отслеживанию пассажирского транспорта в режиме реального времени.
Но, к сожалению, положительные перемены коснулись в основном только автомобильного пассажирского транспорта. Ситуация с трамваями пока остается напряженной. А ведь трамвай является не только социальным, но и самым универсальным видом транспорта. Трамвай экологичен, в нем действуют самые демократичные тарифы, ему не страшны пробки, а движение хорошо отрегулировано. Все бы ничего, да вот беда - улан-удэнские трамваи морально и технически устарели и явно не соответствуют критерию современного городского транспорта.
В последний раз трамвайный парк обновлялся десять лет (!) назад. Хотя в идеале процесс обновления должен носить непрерывный характер. На смену вагонам, выработавшим свой ресурс, тут же должна приходить новая техника. Но… финансовые возможности городского бюджета не позволяют сиюминутно перейти на такую идеальную схему обновления. Почему? Чтобы понять, достаточно взглянуть на цифры. Если десять лет назад цена одного трамвайного вагона равнялась 7 млн рублей, то сейчас за один вагон необходимо выложить 16 млн рублей. В условиях дефицита бюджета эта сумма является практически неподъемной.
Справедливости ради отметим, что проблема с обновлением трамвайного парка характерна не только для нашего города. Аналогичные вопросы не может разрешить большинство городов России. Дело в том, что в стране отсутствует федеральная программа обновления трамвайного парка. Поэтому каждый город решает ситуацию своими силами. Где-то вопросы решаются быстро и успешно, в других городах медленно и с затруднениями.
Каково положение дел в Улан-Удэ? Такой вопрос мы задали городским властям.
Оказывается, позитивные подвижки есть. На уровне муниципалитета была разработана и принята программа «Развитие транспортной системы Улан- Удэ на период 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года», где предусмотрено поэтапное обновление трамвайного парка. Даже в условиях так называемого бюджетного дефицита.
- Для принятия наиболее оптимального решения рассматриваются различные предложения и механизмы решения проблемы. В том числе предложения, направленные на локализацию производства современных трамваев. Прорабатывается опыт городов (Самара, Кемерово, Прокопьевск, Новосибирск), где были успешно реализованы проекты в части реновации и модернизации трамвайных вагонов на базе машинокомплектов производства ОАО «Штадлер Минск». Такая локализация максимально оптимизирует процесс производства трамваев и инженерной инфраструктуры, что в дальнейшем позволяет активнее обновлять подвижной состав, - сообщили в администрации Улан-Удэ.
Таким образом, надеются в администрации города, есть надежды на то, что в нашем городе смогут решить вопрос обновления трамвайного парка. Оптимизм внушает и то, что городские власти в очередной раз подчеркнули, что не только не намерены отказываться от трамваев, но и сделают все возможное, чтобы поддержать этот социальный вид транспорта, у которого есть будущее.
Справка В структуре подвижного состава МУП «Управление трамвая» доля трамвайных вагонов до 2000 года выпуска достигает 60%. При ежедневном выходе на линию 40 единиц трамвайный парк составляет 60 единиц (износ 79,6%). Таким образом, потребность предприятия в новых или модернизированных вагонах составляет до 40 единиц.