По закону, он обязан контролировать соблюдение прав и интересов предпринимателей органами исполнительной власти, тесно взаимодействовать с предпринимательским сообществом, участвовать в формировании госполитики в сфере развития бизнеса и т.п.
Бизнес-омбудсмену могут поступать жалобы от «подопечных», уполномоченный может самостоятельно дать бизнесмену какие-либо рекомендации, а может дать ход жалобе. Например, обратиться в суд с иском о защите попранных прав.
Финансирование аппарата бизнес-омбудсмена будет оплачено за счет местного бюджета. Защитник предпринимателей независим, он не является представителем ни исполнительной власти, ни власти законодательной.
А нужен ли омбудсмен?
На прошлой сессии республиканского парламента народные избранники уже отклонили одну из кандидатур на этот пост. На данный момент продолжается подача имен на столь важную должность. И пока в Народном Хурале принимают заявки, «ИП-Бизнес» решил опросить улан-удэнских предпринимателей и узнать, каким они видят своего будущего защитника.
В ходе нашего мини-опроса выяснилось, что не все понимают необходимость введения такой должности.
- Я никогда не сталкивался с таким человеком, который бы защищал права предпринимателей. Для чего это? Чтобы была очередная единица должности? – задается вопросом предприниматель, пожелавший остаться неизвестным. - До этого не было такой единицы. Какой реальный показатель он принесет? Это какой-то тренд или что?
И такой ответ был не единичным, многие респонденты указывали, что все вопросы решают сами и привыкли надеяться только на себя.
- Наши учредители не нуждаются в услугах омбудсмена. Что должно такого случиться, чтобы обратиться к нему? Если будет что-то непонятно с законом, есть соответствующие люди, - прокомментировала владелица кафе Нина Минеева.
Есть и такие предприниматели, которые на данный момент считают, что введение регионального омбудсмена пустая трата бюджетных средств.
- Что касается нашего бизнеса, трудно что-то сказать, на федеральном уровне введены такие законы, что нас очень сложно защитить. Поэтому, считаю, нет смысла в этой ставке, - сказала нам директор одной из автошкол города Лариса Резникова.
Ловушки для бизнесменов
Нужен омбудсмен или нет, но жизненные реалии показывают, что предприниматели действительно мало защищены. Так, двукратное увеличение взносов в Пенсионный фонд заставило многих из них задуматься о закрытии бизнеса. С января 2014 года налоговые службы изменили подходы к штрафам, элементарно предприниматели не всегда успевают отслеживать происходящие изменения и поэтому попадают в «юридическую ловушку».
- Защитник, который будет представлять наши интересы, должен знать работу предпринимателей, в частности налоговое законодательство, законы по Роспотребнадзору, охране труда. Ведь не всегда понятно, что пишут в законах, а хотелось бы, чтобы для предпринимателей проводились курсы юридической грамотности, - заметила ресторатор Радмила Цыдендагбаева.
Наши бизнесмены обеспокоены и тем, что потребители услуг все чаще стали «жаловаться» на качество обслуживания.
- Все чаще встречаются случаи продуманных действий, якобы неудовлетворенности процедуры, для того, чтобы впоследствии получить бесплатные услуги, - жалуется коммерческий директор одного из SPA-салонов Ирина Тумурова.
И действительно, уберечь покупателя от нечестного продавца призван закон «О защите прав потребителей», а о защите продавца от покупателей задумываются не многие.
Кого же выбрать?
Каждый второй опрошенный отметил, что бизнес-омбудсмен сам должен владеть успешным бизнесом. Молодые предприниматели до 35 лет, как это ни странно, хотели бы видеть в качестве своего защитника ровесника, того, кто ездит на «Селигер», ориентируется на запад, понимает мировую экономику и следит за федеральными программами.
Предприниматели постарше больше ориентируются на успешность бизнеса и знание законодательства. Но все возрастные группы были единодушны в том, что будущий омбудсмен должен обладать такими качествами, как справедливость и порядочность.
- Будущий бизнес-омбудсмен должен уметь принимать решения по поставленным вопросам, быть хорошим переговорщиком. Как правило, возникают спорные ситуации, поэтому, соблюдая законы, он должен будет соблюсти интересы предпринимателя и власти, - отметил гендиректор торгово-строительной группы Геннадий Доржиев.- У него должен быть опыт работы с органами власти, одного бизнес-опыта будет недостаточно.
Кандидаты на должность бизнес-омбудсмена, по версии улан-удэнских предпринимателей
Чаще всего наши респонденты называли эти имена:
Вадим Бредний, гендиректор группы компаний «Титан», депутат Улан-Удэнского горсовета,
Бадма Будаев, директор компании Multiship,
Михаил Васильев, предприниматель в сфере общепита и оздоровительных услуг (назвал сам себя),
Баир Гармаев, гендиректор компании «Барис», депутат Народного Хурала РБ,
Алагуй Егоров, исполнитель, композитор, создатель и разработчик Единого справочника праздника,
Юлия Жамбалова, депутат Народного Хурала РБ,
Людмила Лумбунова, индивидуальный предприниматель,
Сэсэг Шабакова, индивидуальный предприниматель.
«Защитник бизнеса должен сам пройти через бизнес»
Ольга Гомбоева, совладелец сауны:
- Он должен быть максимально открыт для предпринимателей республики, чтобы можно было обсуждать с ним проблемы и находить решения. Хочется, чтобы омбудсмен разбирался в вопросах молодых предпринимателей. Так, стартаперы, открывая бизнес, залезают в долги, за дело берутся не умеючи и в итоге страдают. Должны быть масштабные курсы, чтобы люди не повторяли одни и те же ошибки.
Андрей Шопов, бизнес-тренер:
- Омбудсмен прежде всего должен обеспечить защиту прав предпринимателей при взаимодействии с государственными структурами и органами власти. Я, например, постоянно сталкиваюсь со следующим: бюрократия и волокита, огромное количество согласований и т.п. Большую проблему создает разница в мышлении предпринимателя и госслужащего.
Вера Битхаева, гендиректор стоматологической клиники:
- Омбудсмен должен знать основы законодательства, иметь успешный бизнес в нашем городе, быть инициативным и самодостаточным человеком. Хочется, чтобы он занимался благотворительностью и у него была особая философия своей деятельности, то есть не просто «купи-продай», а работа во благо каждого жителя и нашей республики.
Анастасия Голышева, руководитель студии танца:
- Самое важное, человек должен сам быть предпринимателем. Если он не будет знать, как это делается, чем он нам поможет? Проблем в каждой сфере бизнеса много, и их надо решать. Сейчас есть деятельные молодые предприниматели, например Алагуй, местный певец, недавно он выступал в горсовете, его интересно слушать, много идей. Еще можно назвать Бадму Будаева. Это те люди, которые за правое дело, качественные «экологичные», которые будут играть по правилам среди предпринимателей.
Эрдэни Шагдуров, руководитель компании по установке охранно-пожарной сигнализации:
- Меня поразило то, что они хотели бывшего ФССПшника поставить и, по-моему, они его хотят дальше продвигать опять, по второму разу пустить. Ну какой из бывшего судебного пристава защитник бизнесменов? Защитник бизнеса должен быть тот, кто сам прошел через весь бизнес, начинал его с нуля, поднял его до высоких вершин и потом, может, отошел от дел, то есть нанял наемного менеджера, а сам занялся политикой или меценатством. То, что делают сейчас, мне не нравится. Какой из него защитник? Он всю жизнь ставил палки в колеса предпринимателям. Ничего хорошего от его работы. Да, я понимаю, он выполнял свою работу, но ставить его бизнес-омбудсменом верх цинизма.