Политика
8000

Самоволки в Улан-Удэ не заинтересовали «федеральщиков»

Председатели некоммерческих товариществ, представители мэрии Улан-Удэ и члены Общественного совета при Минимуществе Бурятии 15 октября обсудили критическую ситуацию с самовольным строительством

Фото Валентины Габышевой

Принять участие в мероприятии пригласили также чиновников Росреестра и Росимущества, однако по каким-то таинственным причинам на заседание они не явились.

- Это их проблема, они в курсе. Значит, их эта тема не очень сильно интересует, коли они не присутствуют, – отметил в начале своего выступления председатель Общественного совета Валерий Яковлев.

На повестку был вынесен всего один вопрос – «узаконение» построек, возведенных в период, когда земельные участки выдавались в упрощённом порядке – то есть до вступления в силу нового Земельного кодекса в 2001 году. Большинство проживающих там людей не имеют документов, подтверждающих право собственности – как на дом, так и на сам земельный участок, где он был незаконно возведён. Из-за этого постройки и приобрели статус самоволок.

samovolka 1


В Бурятии почти 30 тысяч человек могут стать бомжами. Подробнее>>


Заложники ситуации
Сегодня в Улан-Удэ и ближайших к городу районах – Иволгинском и Тарабагатайском – более 7 тысяч самовольных строений. Ещё в конце мая общественники заявляли, что в любой момент они могут пойти под снос. Также сообщалось, что в этом случае без крыши над головой рискуют остаться почти 30 000 человек. Вскоре опасения оправдались: в сентябре судебные приставы взялись за «нахаловки». Снос начали с посёлка Таёжный, но местные жители буквально грудью встали на защиту своих домов.

samovolka 2
В Улан-Удэ разворачивается почти военное противостояние за "самоволки". Подробнее>>


«Мы исполняем решение суда» – говорят приставы. «Люди просто стали жертвами несовершенного законодательства», – уверены в Общественном совете.

- Вопрос этот не новый, но резко обострившийся за последние годы, – подчеркнул Валерий Яковлев.

По его мнению, виной тому – активное развитие законодательства о собственности на землю и жильё и «возбужденное сознание людей о необходимости реализовать свое конституционное право» на такую собственность.

- Естественно, в лихие 90-е годы, когда село начало умирать, это привело к притоку населения в город и появились эти самовольные постройки, – пояснил Яковлев. – Я постоянно работаю с проблемой самоволок и у меня сложилось обоснованное мнение, что большая часть сегодняшних «самовольщиков» не являются злостными нарушителями законов России и Бурятии. Они стали заложниками изменяющейся ситуации, форс-мажора, а главное – нерадивости бюрократов, то есть представителей власти.

Ответ из трёх букв

По его словам, до вступления в силу Земельного кодекса руководители крупных предприятий предоставляли своим работникам земли для возведения жилья. Так и появились «нахаловки» в Матросово, Зеленхозе и на Левом берегу.

- К сожалению, где-то архивы сгорели, где-то потерялись, в общем, не сохранились, и теперь люди попали в категорию самовольщиков, – заявил Валерий Яковлев. – В 2003-2004 гг. я задал вопрос одному руководителю городской власти, намерен ли город остановить самовольный захват земли, формировать земельные участки под индивидуальное строительство и получил ответ. Очень короткий, их трёх букв: «нет». Вот и застроились самостийно – Солдатский, Исток, Таёжный.

Он также подчеркнул, что в последнее время республиканские и городские власти предпринимают меры, чтобы облегчить положение самовольщиков. А вот федеральные бездействуют.

- Настораживает, мягко говоря, «странная позиция» федеральных структур, в том числе и силовых органов, которые не помогают найти выход, а занимают позицию «не пущать», – сообщил Яковлев.

Он привел пример: даже чтобы провести техработы по межеванию и постановке на кадастровый учет участка на федеральных землях, сначала необходимо получить одобрение Росимущества.

Потуги властей

Как отметила в своём докладе первый замминистра имущественных и земельных отношений Бурятии Марина Коротич, самоволки, возведённые до 2001 года, можно узаконить путем создания ДНТ и СНТ. Если же земельный участок попадает в водоохранную, затопляемую, санитарную или любую другую «зону ограничения», то дома «переносятся» на специально отводимые для таких целей территории в Иволгинском районе. Таким образом, право собственности на земли смогли оформить члены пяти ДНТ («Саяны», «Ноябрьское», «Лотос», «Карнед», «Таёжный») и СНТ «Заречный». В Иволгинском районе было создано 19 дачных товариществ, членам 15 ДНТ удалось отстоять право собственности на самоволки.

Администрация города, в свою очередь, проводила работу по оформлению прав на участки, которые находятся в зоне жилой застройки и которые невозможно узаконить через создание ДНТ. После вмешательства прокуратуры инициативу пресекли. Проблему пытались разрешить на федеральном уровне соответствующими поправками в закон. Однако профильные комитеты Госдумы предложение не поддержали.

В феврале 2014 года депутаты Народного Хурала Бурятии одобрили поправки в закон, которые дают право на узаконение самовольных построек. Правда, он коснулся только тех, кто успел оформить землю в собственность ещё в советский период.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. После принятия закона большинство владельцев земельных участков, занятых после 1990 года (то есть после вступления в силу закона «О собственности в СССР») остались «за бортом». Сегодня в мэрии готовят ещё один законопроект. Он предусматривает бесплатное предоставление земельных участков, которые были возведены не до 1990, а до 2001 года. При разработке законопроекта власти взяли на вооружение опыт других российских регионов – Пермского и Алтайского края, Самарской и Владимирской областей, Крыма и Хакасии. Внести вопрос на обсуждение планируется на ближайшей сессии Народного Хурала. Правда, поддержат ли инициативу народные избранники, неизвестно.

- Мы надеемся с помощью общественности найти у компетентных органов содействие в поддержке этого законопроекта, – отметила Марина Коротич. – К сожалению, самовольный захват гражданами земельных участков продолжается. Это связано с недостаточным контролем со стороны компетентных органов – местного самоуправления, Росреестра по Бурятии и территориального Управления Росимущества.

«Профилактика» самоволок

В Минимуществе заявляют: для решения проблемы самоволок надзорным органам необходимо усилить контроль – то есть выявлять такие дома на ранней стадии строительства и принимать соответствующие меры. Кроме того, за «нахаловки» будут взиматься крупные штрафы. Их размер зависит от кадастровой стоимости земельного участка.

Прокомментировала замминистра и информацию о том, что столица Бурятии из-за большого числа самовольных построек может превратиться в «большую деревню».

- Органы местного самоуправления считают, что мы, добиваясь для граждан узаконения, можем спровоцировать дальнейшее строительство самоволок, – заявила Марина Коротич. – Здесь небольшая математика. Сегодня в Улан-Удэ шесть тысяч самовольных строений. Если в каждом доме живет хотя бы по два человека, и мы будем речь вести только о сносе, то 12 тысяч человек могут остаться на улице.

По её словам, если сносить 4-10 домов в год и постепенно увеличить этот показатель до 100, то на борьбу с «нахаловками» уйдёт несколько десятилетий.

Они что, не в республике живут?

В службе судебных приставов между тем констатируют: самоволки сносят по решению суда и обсуждению это не подлежит.

- Наша позиция заключается, конечно, в неминуемости исполнения решений суда, которые уже вступили в законную силу. Вместе с тем, служба судебных приставов изначально проводит разъяснительную работу с должниками, чтобы правовое поле всё-таки было, – сообщила и. о. руководителя УФССП по Бурятии Татьяна Безызвестных. – Конечно, очень трудно, когда должник показывает на соседа и говорит: «У него узаконено, а у меня нет». Потому «социальный взрыв», негодование населения имеют место быть. Это и показала ситуация в поселке Таёжный.

Присутствующие раскритиковали и деятельность двух федеральных структур – Росреестра и Росмущества. Напомним, в августе Росреестр заявлял о невозможности узаконить «нахаловки» путём создания ДНТ и СНТ. Причина – участки под товарищества были выделены из земель населённых пунктов, а не из земель сельхозназначения, поступающих в фонд перераспределения, как того требует федеральный закон. В ведомстве констатировали: из-за этого государственная регистрация права собственности не может быть произведена. Правда, кое-какой шанс на узаконение все же обозначили: «В Бурятии действует закон «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков». Существует возможность оформления участков под существующими жилыми домами без создания СНТ. Тем более, что их фактическое использование – размещение жилых домов, не соответствует целевому назначению таких участков – «ведение садоводства».

samovolka 3
Александр Голков: «Я думаю, что мы правы!». Подробнее>>

 


Тогда эта ситуация стала «камнем преткновения» между чиновниками Росреестра и властями города. Правда, экспертное мнение чиновников службы государственной регистрации участникам заседания узнать так и не удалось.

- Мы специально назвали наше мероприятие не «круглый стол», а заседание Общественного совета, чтобы придать ему значимость. Я знаю эту проблемы: приглашает министерство, но не приходит ни Росимущество, ни Росреестр, и вопросы никак не решаются. Решили через общественность пойти, но из федералов только один судебный пристав пришел, больше никого нет. Они что, не в республике живут? Они интересы Российской Федерации на нашей территории защищают. Почему тогда такой подход? – возмутился Валерий Яковлев.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях