Теперь уже бывший начальник муниципального учреждения «Отдел по развитию инфраструктуры» администрации района Виктор Боноев утверждает, что действовал по совести и по закону, чем и стал неудобен вышестоящему руководству. Он возглавлял отдел по развитию инфраструктуры Иволгинского района три года. Курировал в том числе реализацию программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.
По словам экс-чиновника, согласно контрактам, район на средства из федерального бюджета выкупает малоэтажные новостройки для тех, кто попал в данную целевую программу. Схема проста: согласно заключенным контрактам, строительные фирмы на территории муниципалитета возводят новые дома; затем администрация района из целевых средств выкупает их по договору купли-продажи для своих жителей. До сих пор реализация социальной программы в Иволгинском районе проходила без эксцессов.
Начало конфликта
- Посмотрели, на первый взгляд вроде построены хорошо, начали заключать договоры купли-продажи, а буквально наутро стали звонить жильцы, которым предстояло переехать в эти квартиры, и стали жаловаться на обнаруженные ими недостатки, - вспоминает Виктор Боноев.
Выехав снова на объекты, представитель администрации согласился с претензиями людей. Коснулись они одиннадцати новостроек, возведенных ООО «Урга».
- По этой причине я приостановил на неопределенное время выплату средств по контракту, в связи с чем на платежных счетах написал «не выплачивать» и издал приказ, - говорит он. - Нами уже было заплачено этой организации 26 млн рублей. Мы посчитали, не сделано порядка на 6,5 млн рублей. Поэтому вынесли распоряжение - полную оплату произвести после устранения всех замечаний. Застройщику сообщили: как устраните недостатки, сразу оплатим.
Подчиненный не подчинился
Однако глава Иволгинского района придерживался иного мнения. Он стал настаивать, чтобы подчиненный оплатил работы в полном объеме, несмотря на явные дефекты в жилых домах.
- Глава считает, раз он подписал «согласовано» 32 млн рублей, значит, должна быть оплачена вся сумма, - с недоумением говорит Виктор Боноев.
По его словам, районный глава требовал полного исполнения его приказа и не согласен был ни на какие компромиссы, даже не принимая во внимание беспокойство подчиненного, как жить людям в домах с дефектами, и то, что недоделки легче устранить, пока жилища пустуют.
- Все время пытаюсь его остановить, не могу, не получается. Все время пытается недостроенные дома, недостроенные объекты сдавать, - говорит экс-начальник. - Как анкера, как крышу будут делать, когда люди уже заселятся?
Виктор Боноев уклончиво ответил на вопрос, какие претензии возникли к застройщику.
- Да там не так уж и много, их можно было быстро устранить без всякого сыр-бора, и все со мной согласны, - подчеркнул он.
Спешку главы он не понимает, отмечая, что срок реализации программы до 1 января 2015 года.
- Ему лишь только оплатить, а дальнейшие цели я не вижу, - разочарованно признается Виктор Боноев.
Вскрыли сейф
Упрямство Виктора Боноева действовать в интересах переселенцев было «вознаграждено». «В нарушение прямых указаний главы при условии муниципальных контрактов по приобретению жилого помещения в целях реализации муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства на территории Иволгинского района не произвел оплату в размере 100 процентов по данным контрактам, что приводит к срыву сроков реализации программы. Учитывая, что неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК, уволить с ведущей должности муниципальной службы с 23 сентября» – гласит приказ Бимбы Дымбрылова.
Боноев рассказывает, как дальше развивались события после его отставки. Как только за ним закрылась дверь, приказом главы деньги на счет застройщика перечислили.
- Все счета, печать с моей электронной подписью я закрыл в сейфе, однако после моего ухода его вскрыли, все платежные поручения подписали, в которых проставили мою электронную подпись, и отправили в банк, - говорит он.
По данному факту начата проверка Гусиноозерским МСО СУ СКР по Бурятии. А в администрации Иволгинского района ведется проверка прокуратуры. Парадокс этой ситуации еще и в том, что совсем недавно, в сентябре, правительство называло Иволгинский район лидером в реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Уволенный сотрудник администрации не захотел рассказывать всех нюансов своего противостояния с главой Иволгинского района. Как и раскрывать планы своих дальнейших действий. В том числе намерен ли он обжаловать свою отставку. В прокуратуре Иволгинского района сообщили, что по обращению Боноева проведена проверка и материалы переданы в Гусиноозерский МСО СУ СКР по Бурятии. В следственном ведомстве данный факт подтвердили.
- Поступило заявление от должностного лица администрации МО «Иволгинский район» о неправомерных действиях главы районной администрации при приеме объектов по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, в настоящий момент проводится доследственная проверка, - сообщил следователь Гусиноозерского МСО СУ СКР по Бурятии Алдар Бужеев.
Следователями уже опрашиваются должностные лица районной администрации, в том числе и глава Бимба Дымбрылов.
«Какой глава будет терпеть такого зарвавшегося подчиненного?»
По словам руководителя районной администрации, около трех лет назад Виктор Боноев был принят на работу как специалист, имеющий большой опыт в сфере энергетики.
- Специалист он хороший. За все это время ситуации были разные, выкручивались всяко-разно, и два года проблем, как видите, с теплом и водой нет. Его вклад тоже не менее важен. Но с каких-то пор, и я об этом ему говорил, он то ли потерял чувство меры, то ли я перехвалил, то ли он почувствовал незаменимость, практически перестал слушаться, - говорит Бимба Дымбрылов.
По словам главы, до сих пор он старался поддерживать специалиста, когда возникали трудности у близких Боноева. А когда началась работа над реализацией программы по переселенцам, вел ее непосредственно Виктор Боноев.
- Я туда не вмешивался, - говорит глава.
Однако беспокойство он начал проявлять, когда, по его словам, подошло время заселять людей, а планировали 1 октября. В конце сентября Виктор Боноев внезапно отзывает шесть платежек на оплату подрядчику. Бимба Дымбрылов признает, поначалу претензии к строительной фирме ООО «Унга» носили объективный характер. Однако потом, по его мнению, это уже были попросту надуманные придирки.
- Он же этих подрядчиков замучил. Заставлял их переписывать по нескольку раз гарантийные письма о том, что выявляемые недоделки будут устраняться, текст не понравится - порвет и выбросит. Я даже сам составлял текст гарантийных писем. Он вроде согласился. А потом опять не подписал счета, попросту началось вымогательство, - считает районный чиновник. - Мои требования были быстрее сдать объект, потому что время пришло, так как уже и глава республики совещание провел, и забастовочная ситуация у подрядчика - зарплату нужно платить людям, и переселенцы переехать хотят, бесполезно.
Бимба Дымбрылов даже рассказал о том, что в один из таких рабочих споров Виктор Боноев позволил себе грубость: «Он меня послал». Тем не менее глава проявил выдержку и предупредил, что в крайнем случае готов расстаться с «зарвавшимся» подчиненным. Тем более что он уже имел четыре выговора. Однако тот не внял его предупреждениям. Сейчас, по словам Дымбрылова, прокуратура провела проверку и выписала предписание об устранении в течение месяца недоделок. Однако в администрации настроены устранить все гораздо быстрее. Бимба Дымбрылов также отметил, что отдел, который возглавлял Виктор Боноев, имеет отдельную бухгалтерию. И все счета подписывать электронно-цифровой подписью имеет право и владеет ею только уволенный им подчиненный.
Слова районного главы о чрезмерной придирчивости подтвердил и замдиректора ООО «Унга» Батор Сондуев. Представитель подрядчика не склонен утверждать, что Виктор Боноев, возможно, что-то вымогал, как считает Бимба Дымбрылов. Однако признался, что пришлось не одну «гарантийку» писать по новой.
- Бесконечные придирки, вроде подписал акт приема-передачи, а затем отсрочил платежи, - недоумевает Батор Сондуев.
Причем, по его словам, они так и не понимали зачем, когда на застройщика и так законом возлагается обязанность по устранению дефектов в течение пяти лет после сдачи объекта в эксплуатацию.