И вот, наконец, 27 октября в Улан-Удэ прошла премьера фильма Баира Дышенова «Талын наадан» («Степные игры»). Бурятские зрители увидели картину не самыми первыми - новый художественный фильм режиссера Баира Дышенова и студии «БурятКино» уже оценили кинокритики на фестивале в Монреале. Наград фильм не получил, однако о нем достаточно хорошо отозвались как профессиональные критики, так и рядовые зрители.
Как рассказал infpol.ru сценарист, режиссер и продюсер фильма Баир Дышенов, это кино – его мысли о судьбе бурятского народа.
- Это мысли о нас, о бурятах. Несколько лет копились, что-то писал, делал наброски. Сначала хотел снять несколько короткометражек, потом так получилось, что они объединились в один фильм, в один сценарий и одну историю. Я не ставил задачи какого-то морального посыла зрителям, я здесь больше как наблюдатель за нашей жизнью. Я старался сам понять жизнь через образы, действия, истории, которые происходили с разными людьми в разное время. Получилась, на мой взгляд, единая история про наш народ. Кино неожиданное – и для меня в том числе, - рассказал Дышенов.
Фильм действительно получился очень созерцательным и вдумчивым.
Несмотря на динамичные сцены борьбы, погонь, стрельбы и трюков на конях (которые заслуживают аплодисментов – для постановки этих сложных трюков приезжал дрессировщик из Монголии) атмосфера фильма в большей степени неторопливая, неспешная, философская.
Отдельно нужно упомянуть операторскую работу – съемки настолько красивые, детальные, что некоторые эпизоды хочется пересмотреть еще раз.
Плывущий по ручейку кусок коры снят так, что зрители начинают всерьез переживать – а доплывет ли? Тугнуйская степь, как и говорил режиссер задолго до премьеры, действительно играет отдельную роль – это не просто красивые пейзажи, а полноценный персонаж, со своим характером и переживаниями (есть даже момент, когда степь «плачет» вместе с героиней). Степь даже указана в титрах. Именно она, кстати говоря, по замыслу авторов объединяет несколько разных историй.
Однако истории, рассказанные режиссером, лично мне показались все же слишком мозаичными, обрывистыми. Многих зрителей удивила неявно обозначенная концовка, после которой остается чувство недосказанности. Некоторые сцены кажутся затянутыми, в то время как другие сюжетные линии получились не совсем раскрытыми. Но, несмотря на это, после просмотра остается вполне хорошее впечатление. Актеры играют без переигрывания, декорации аутентичные и погружающие в атмосферу, сценарий, хоть и мозаичный, но вполне интересный.
«Степным играм» дали маркировку 16+, что, на мой взгляд, вполне оправдано – герои не матерятся (как рассказал Дышенов, маты убрали сразу после выхода нового закона), эротических сцен в фильме нет, зато спиртного в картине хватает.
Как сообщил режиссер, на фильм ушло около 10 миллионов рублей. Таким образом, «Степные игры» становятся одним из самых дорогих бурятских фильмов наряду с «Булагом» Солбона Лыгденова.