По последним данным, задолженность населения республики перед банками достигла 90 млрд. рублей. При этом «просрочка» по платежам составляет 6 млрд. рублей.
Сегодня в России нет отдельного закона, регулирующего коллекторскую деятельность: все предложения пока находятся в разработке. Практика регистрации таких организаций отсутствует – впрочем, как и ведомства, которые бы их контролировали.
Закон «О потребительском кредите (займе)», который был принят в июле 2014 года, лишь частично ограждает заёмщиков, просрочивших выплаты по кредитам, от злоупотребления правом со стороны кредитора. По мнению зампреда комитета Госдумы по экономическому развитию и предпринимательству Виктора Климова, к деятельности коллекторов необходимо предъявлять более жёсткие требования. Этот вопрос обсудили 30 октября на круглом столе «За права заёмщиков».
- Не все кредиты заканчиваются благополучно: когда гражданин не может рассчитаться, начинается процедура взыскания, звонки от коллекторов, некий беспредел с угрозой физической расправы, с угрозами семье, ситуация выходит из правового поля, – рассказал Виктор Климов. – Очень часто давление оказывается на людей, которые вообще не имеют отношения к кредитам. Просто они попали в базу, поскольку были указаны заёмщиком в качестве контактных лиц. И удалить человека из этой базы достаточно сложно: у коллекторов нет таких полномочий. В общем, масса вопросов, свидетельствующих о том, что деятельность этих взыскателей не урегулирована.
Один закон о «О потребительском кредите», по мнению депутата, ситуацию не спасёт.
- То, что мы привязали к этому закону – запретили звонить должникам в праздничные дни и с 20:00 до 8:00 по будням – только «фантики». Нужно предъявлять серьёзные требования к деятельности коллекторов как к организации, к различным нюансам – это и номера телефонов, на которые звонят, и опознавательные знаки, с которыми коллекторы должны приходить к гражданину, и порядок представления, и составление протоколов, – считает Виктор Климов.
Отдельный вопрос – защита должников в случае, когда взыскатели угрожают физической расправой.
- Когда начинают угрожать, ни к кому, кроме участкового, и не пойти. А участковый реагирует довольно предсказуемо. Ситуация непонятная: вроде как деньги должен, вроде как бы возвращает, непонятно. Или это угрозы, или у гражданина от страха глаза велики, - подчеркнул депутат.
Сейчас на федеральном уровне разрабатывается отдельный закон о коллекторской деятельности, который определит требования к взыскателям долгов и позволит закрыть этот рынок для недобросовестных участников. Сами же коллекторы заявляют: требования закона они не нарушают.
- Сегодня нормы гражданского права позволяют коллекторам работать, не нарушая границ действующего законодательства, – отметил в ходе «круглого стола» директор первого коллекторского бюро Улан-Удэ Максим Патрушев.
Основная проблема, по его словам, – некорректные данные о заёмщиках.
- У нас нет возможности получать достоверные данные о должниках в госорганах, – сообщил Патрушев. – Конечно, первый шаг в сторону регулирования деятельности по возврату задолженности – федеральный закон «О потребительском кредите», вступивший в силу с июля 2014 года. В нём даны определения лиц, осуществляющих деятельность по возврату задолженности, описаны условия работы с должниками. Следующий шаг – принятие отраслевого закона о коллекторской деятельности. Он должен отрегулировать баланс интересов кредиторов, взыскателей и должников, определить чёткие правила игры на рынке.
Максим Патрушев отметил: благодаря работе коллекторов в экономику страны только в 2013 году удалось вернуть 120 млрд. рублей.
- Созданы десяти тысяч рабочих мест, поступают миллионные налоговые отчисления. Профессиональные коллекторы выступают сегодня как финансовые консультанты, помогают гражданам повысить финансовую грамотность. Однако на отношения заёмщиков к обслуживаемому долгу влияет не только финансовая грамотность, но и финансовая дисциплина, которая формируется в обществе и семье, школе, вузе. Поэтому проводимая нами работа, безусловно, играет немалую социальную роль. Профессиональные коллекторы никогда не идут на конфликт с должниками. Нам важно найти индивидуальное решение для каждого заёмщика, – резюмировал он.