Профессор медицинских наук из Ташкента привозит со своей солнечной родины натуральные хлопковые ткани ручной работы. Все они выполнены по ее заказу на специальных станках. Благодаря паломнице Хамбо лама Итигэлов носит нательную одежду из настоящего адраса и халаты из велюра, расшитые руками узбекских мастериц.
- Я мусульманка, я свою веру не меняла и не изменяю ей. Но буддизм я воспринимаю с точки зрения учения «над», то есть оно находится над верой, - говорит Гавхар Вахидова.
Видела его глаза
С буддизмом она познакомилась в 2003 году, когда впервые посетила Институт тибетской медицины в Дхармасале. По признанию Гавхар Вахидовой, заинтересовалась лишь с точки зрения медицины, для своего здоровья.
- После смерти мужа я пребывала в депрессии, а когда в Индии случайно попала на службу в буддийский храм, я просто замерла. После пятидневной поездки я вернулась домой с желанием жить, - рассказывает 64-летняя женщина.
А прочтя в 2005 году статью об уникальном феномене Хамбо ламе Итигэлове в газете, решила непременно побывать в Бурятии. Она специально посмотрела в интернете дни хуралов в Иволгинском дацане и вместе с коллегой приехала в неизвестный для нее регион.
- Я когда дотронулась впервые до него, почувствовала себя маленьким ребенком, защищенным бабушками, прабабушками, то есть очень старыми людьми, - с трепетом вспоминает Гавхар Вахидова. - Почувствовала на миг, как будто детство ко мне вернулось. Выслушав мои впечатления тогда, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова Янжима Васильева мне сказала: наверное, он взял вас под свое покровительство.
С того времени, по словам узбекской гостьи, в ее жизни начались позитивные перемены.
- Активизировалось все. Когда приехала домой, у меня на столе лежало письмо-приглашение на конгресс в Москву, чего уже давно не было. Затем я попала в небольшое ДТП, но совсем не пострадала, потому что в моей машине висел оберег с Хамбо ламой Итигэловым. Он меня защитил.
Мусульманка из Узбекистана доверилась своему духовному учителю, который стал для нее, по ее словам, «гидом, открывающим новые дороги в жизни».
- Сидя на подношении Мандалы, увидела впервые открытые глаза Итигэлова. Они голубовато-зеленоватые и глубоко посажены. Не поверите, но когда на конференции потом выступал Бимба-лама и говорил о своих ощущениях, он слово в слово описал глаза Хамбо ламы. И по залу пронесся гул, потому что многие видели именно так же, - с улыбкой рассказывает женщина.
Халаты из адраса
- Во время третьего визита в 2008 году Бимба-лама у меня спросил, есть ли в Узбекистане производство натуральных тканей, так как он переживал, что в синтетических учителю некомфортно, - говорит профессор Вахидова.
Первый подарок в Бурятию для Итигэлова Гавхар отправила через несколько месяцев со своими друзьями.
- Ткань ручной работы неширокими полотнами на станках изготавливается. Называется «адрас», в нем 50 процентов хлопка и 50 процентов шелка. Главное, нужно было выкрасить в однотонные цвета: желтый и бордовый цвет. Это очень приятная ткань. Мне сказали потом, что из адраса Хамбо ламе сшили нательную одежду, а из более плотной ткани - халат. Потом прислали благодарственную грамоту, мне так приятно было. Но важнее всего было, когда Бимба-лама сообщил, что Итигэлову хорошо в этих одеждах, - говорит она.
Есть в гардеробе Итигэлова и два халата из Узбекистана, которые на него надевают.
- Шили и расшивали мастерицы из Бухары, мать Зухра и дочь Зальмира. Причем нужно было шить по специальной выкройке, которую я попросила у швеи из дацана, ведь там есть свои особенности, вплоть до застежек, которые расположены на спине. Первый сшили из бордового велюра, на синих манжетах золотые рыбки, на плечах и на рукавах олени с колесом жизни, которые брали по энциклопедии Роберта Бира. Второй халат был желтого цвета, так как мне сказали, что это праздничный, - вспоминает профессор-паломница и с улыбкой отказывается говорить о расходах: - Нормально. Не хочу говорить о цене, потому что все делается с душой.
В свой нынешний приезд она привезла традицонный ковер-сюзане.
Подарок Хамбо ламе Аюшееву
- Почему сюзане? Не решилась заказать халат, не была уверена, что это может ему понравиться. А ковер можно повесить в любом дугане, где сочтут нужным, - признается она.
Она сама подбирала велюр, стразы и нитки, вплоть до дизайна, как и обычно делает со своими дарами.
- Взирать будут те, кто зайдет во дворец. Мне кажется, любому было бы приятно сделать такой подарок главе Сангхи и дацану, - считает узбекская гостья.
С особым теплом она говорит и о том, что ламы с благодарностью отнеслись даже к небольшим ее подаркам в виде шкатулки и узбекского сервиза.
- Я ее увидела у Итигэлова, в ней хранят благовония. Приятно, что она оказалась полезной, - делится радостью паломница.
Любовь Гавхар Вахидовой к буддийской философии с пониманием принимают ее родные дочь, внучка и близкие друзья. Она всегда с собой носит изображение Хамбо ламы Этигэлова, читает его мантру.
- На молебне в дацане я просто слушаю и испытываю чувство легкости, какого-то очищения. Не могу сказать, что какие-то грехи совершала, нет. Ошибки, да. А еще, конечно, прошу и молюсь за здоровье родных, но в основном я благодарю за все, - с улыбкой говорит Гавхар Вахидова.
Справка
Узбекистан славится своими сюзане. С персидского этого слово переводится - «шитый иглой». Это настенный ковер необычайной красоты, вышитый по шелку, бархату или хлопчатобумажному полотну. Издревле расшитые панно неизменно присутствовали в каждом доме. Ими украшали стены, они служили оберегом. Самые крупные сюзане, а они достигали 2-3 метров в длину и 2 метров в ширину, создавались обычно к большим торжественным событиям в семье.
Разнообразием блистали вышивки, которые готовились невестой и ее родственниками, - приданое невозможно было представить без красочных сюзане. Считалось, что именно оно служит началом счастливой семейной жизни, и потому особое внимание уделялось орнаменту вышитых изделий. Старинные центры сюзане: Бухара, Нурата, Самарканд, Ура-Тюбе, Ходжент, Шахрисабз.