История эта началась в суровые 30-е годы, время репрессий, арестов. Шла кампания раскулачивания, которая коснулась и маленького села на отшибе, своего рода полевого стана для чабанов. Там жило не более четырех-пяти семей, в том числе двоюродный брат тети. Всех жителей этой деревушки арестовали и сослали по этапу. Дома арестованных оказались заброшенными.
Тетя тогда была еще молодой, недавно вышла замуж. Жила она в большом селе, неподалеку от той деревушки, и очень переживала из-за ареста родственников. На память о брате хотела перевезти из его оставленного на произвол дома шкафчик из черного дерева — эргэнэк (низкий шкаф, где в старину у бурят хранилась фарфоровая, серебряная посуда – прим. автора). Неизвестный мастер изготовил его от всей души: орнамент из чередующихся квадратов и ромбов, рисунок нераспустившихся бутонов светлых роз и затейливая резьба в виде витых веревочек. Тетя не находила себе места, переживала, так как хотела исполнить наказ брата перед арестом: забрать себе шкафчик из черного дерева. Наконец, в глухую июньскую ночь она с мужем выехала из села на телеге, запряженной лошадью. Скоро добрались до места.
Опустевшая деревушка
В деревушке, покинутой людьми не по своей воле, никого не было видно и даже не было слышно лая собак. В пустой дом тетя зашла впереди мужа, держа перед собой зажженную лучину. Ее спутник собрался вынести шкафчик, стоявший у печки, как вдруг кто-то небольшого роста, мохнатый выскочил из-за печки и бросился мимо них к двери.
Странное существо походило на человека, только ростом было с пятилетнего ребенка. Мужу удалось схватить его, но оно ловко вывернулось из его крепких рук, метнулось к выходу, а уже с порога взметнулось вверх и исчезло, буквально растворилось на фоне ночного неба.
Никто не верил рассказу тети, люди считали, что это мог быть филин. Но тетя и ее муж были уверены, что видели домового. Вряд ли они спутали бы человекообразного домового с птицей.
О домовых в народе
Молодым супругам вполне могло встретиться существо из параллельного мира — домовой. Именно о домовых часто упоминают в своих рассказах люди, встречавшиеся с ними в разных ситуациях и с разными последствиями. Причем сообщения о них сходны по однообразию деталей, как будто это реальные происшествия.
Очевидец контакта с домовым — сам рассказчик или есть ссылка на родственника или хорошего знакомого. Многие рассказывают, что домовой наваливается во сне на человека, давит или гладит мохнатой лапой, сбрасывает со спящего одеяло.
Какие места любят
Вопреки общепринятому мнению, что домовой обживает только жилой дом, его можно встретить и в пустующих домах. Иногда он томится в пустом строении.
В народном представлении эти человекообразные лилипуты могут облюбовать заброшенные строения, развалины и даже охотничьи домики, хотя такие места труднодоступны и редко посещаются людьми. Поселяясь же в теплой избе, домовой приживается. Он настолько привыкает к своему жилищу, что его почти невозможно выселить, а сманить на новое место трудно. Оставшись из-за упрямства или по забывчивости недогадливых людей, домовой страдает, плачет и тоскует в полном одиночестве на старом пепелище среди развалин. Зазывать домового на новое место можно горшком каши, отрезанным ломтем хлеба.
Как выглядят
Домовой наделен способностью принимать разный вид. Чаще это образ самого хозяина или, например, кошки. Увидеть домового почти невозможно, ну или почти крайне редко. Только избранным удавалось узнать, что он мохнатый, обросший мягкой шерстью.
В наши дни при расспросах людей старшего возраста выясняется, что есть и положительное восприятие этого представителя «нечистой» силы. Некоторые считают, что домовой — это реально существующее существо, охранитель дома, помощник.
Причем в русской традиции домовой воспринимался как явление обычное, не вызывающее удивления и испуга. Хотя, как показал опрос, кое-кто считает, что увидеть домового не к добру. Но если успеть спросить его о чем-нибудь, то можно услышать ответ. Говорит неведомое существо, словно «ветер листьями прошелестит». Иногда его голос отрывисто-краткий, но чаще мягкий и ласковый (недаром он «дедушка-суседушка»). Все же большинство предпочитает не встречаться и ни о чем не спрашивать домового.
В старину часть крестьян считала, что домовой — доброе существо, покровитель дома и семьи. Домовой старается предупредить о несчастьях, чтобы хозяева успели приготовиться заблаговременно. Крестьяне считали домовых отдельной породой и не признавали за нечистую силу в отличие от леших, русалок и водяных.
Помощники по хозяйству
Домовой любит семьи, живущие в мире и согласии, помогает по хозяйству, если хозяева что-то забыли или не успели сделать. Немецкий поэт Генрих Гейне увлекался информацией о необычном. В частности, он писал в дневнике о том, что если домовой симпатизировал работникам и служанкам, то выполнял за них любую работу. Скромным, трудолюбивым он может помочь доделать их работу, но опять же ночью.
В XIX веке в деревне под городом Орел домовой помогал хозяевам в полевых работах. А одному неудачливому хозяину дал возможность расторговаться и разбогатеть в короткий срок.
Происхождение
О происхождении домовых существует интересная легенда. При сотворении мира Господь сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу, которая восстала против Бога. Так в дома людей попали духи, которые пообжились и пообмякли, переродились в более добрых с веселым и шутливым нравом. Домового называли другими словами: кормильцем, суседком, батанушкой, жировиком. Называли также Он или Сам, доброжил, доброхот, дедушка, постен. Такое разнообразие имен говорит о близости его к людским интересам. Домовой считался охранителем, сторожем дома и подворья.
Крестьяне в старину считали, что домовой может иметь семью: жену (доманю, домовиху) и детей (шушканов или шуршончиков). До сих пор осталась память в народе о кикиморе. Так неласково называют ее за разные проделки, которые она творит по ночам: бьет посуду, выдергивает волосы у хозяина дома (отчего тот лысеет) и т.д. По словам одной бабушки, видеть кикимору в доме — не к добру, дурное предзнаменование. Избавиться от нее трудно, оберегом служит можжевеловый поясок, которым обвязывали солонку с солью или камень с естественным отверстием, так называемый куриный бог.
Как объясняет наука
Советский и российский фантаст Андрей Дмитрук в фантастической повести «Следы на траве» попробовал взглянуть на феномен домовых с научной точки зрения. В примечании к повести он ссылался на подлинный случай, произошедший с его родственниками после войны, когда молодые офицеры, заночевавшие на сеновале, видели необычное существо. В повести приводились и возможные возражения. Например, если домовые реальные существа, почему не находили их костных останков? Но ведь давно по рассказам известно: домовые существуют в бестелесной форме, лишь изредка показываясь людям в видимом диапазоне. Остается предположить, что домовые — одни из сущностей, населявших предыдущую Вселенную.
Американский писатель-фантаст Клиффорд Саймак на страницах романа «Заповедник гоблинов» изложил свою версию возникновения троллей, баньши и других: они были жителями другой Вселенной, которая предшествовала нашей. После ее гибели часть населявших ее существ осталась. И живет до сих пор рядом с обычными, естественными для нашего мира существами. Но вся необычность этих тонких сущностей как раз и объясняется их чуждостью этому миру.
«Тонкие сущности не плод суеверия и не чертовщина, это аборигены Вселенной — живые существа, которые возникли из неживой материи миллиарды лет тому назад», – пишет исследователь времени из Киева Анатолий Бич.
Недавно астроном Роджер Пенроуз нашел в космосе и научно описал остатки предыдущих вселенных, существовавших до Большого взрыва...