Назначенная на утро 20 ноября сессия Великого государственного хурала отменена. Возможно, это связано с тем, что Монгольская Народная Партия не поддержала кандидатуру Сайханбилэга. Как сложатся дальнейшие события, и как это повлияет на взаимоотношения с Россией, рассказал директор Центра социально-политических исследований Монголии Владимир Родионов.
- Какие кандидаты сейчас претендуют на пост премьер-министра Монголии?
- Демократическая партия выдвинула двух кандидатов: Чимэдийн Сайханбилэг, он занимал должность главы аппарата правительства Алтанхуяга и был выдвинут Национальным консультационным советом и Ринчиннямын Амаржаргал, которого выдвинула фракция демократов внутри Хурала. Таким образом получилась ситуация двоевластия и дублирования функций внутри Демпартии. Если мы посмотрим историю партии и на ее состав, то поймем, что никакого единства и внутренней цельности в этой партии нет. История создания Демпартии Монголии связана с постоянным созданием коалиций, объединением более мелких оппозиционных партий.
- Почему Демократическая партия Монголии выдвинула двух кандидатов и создала напряженную ситуацию в стране?
- Внутри Демпартии на официальном уровне существует несколько фракций, они имеют свои названия, структуры и между ними ведется соперничество. Так, события связанные с отставкой премьер-министра - яркое свидетельство противодействия этих партий. Предыдущий премьер-министр Алтанхуяг был лидером самой влиятельной фракции внутри демократов Алтан Гадас. В этой фракции самое большое количество членов в НКС - главного исполнительного органа Демпартии, которое принимает ключевые решения, поэтому эта фракция традиционно считается самой могущественной. Несмотря на это, против Алтанхуяга и его фракции внутри Демпартии были сформированы фракции-соперники Шонхор (Союз Демократических сил) и Монгольский Демократический Союз.
Если рассматривать уровень личных персон, Амаржаргал характеризуется как более жесткий политик, склонный к радикальным методам, человек который менее аффилирован с какой-либо фракцией, хотя и является членом Монгольской Национально-демократической партии, которая так же находится в составе Демпартии. Он уже менее склонен играть во фракционные игры, отмечают монгольские чиновники.
С другой стороны Сайханбилэг, которого называют личным доверенным Алтанхуяга. Многие считают, что эта фигура во многом компромиссная, потому что не имеет властных амбиций, по характеру он уравновешен, склонен к компромиссам с разными людьми и с точки зрения фракционных интересов его фигура более желательна.
- Как считаете, каким будет решение Великого государственного хурала?
- То, как сложится результат, зависит не только от демократов, дело в том, что демократы не имеют в парламенте правительственного большинства. По итогам выборов 2012 года они получили 35 депутатских мест в Хурале. Искомое число для абсолютного большинства – 39. Важную роль играет позиция других партий, которые прошли в Хурал, в первую очередь Монгольско-народная партия, это вторая по значимости партия, которая имеет 26 мест. Что позволяет ей играть важную роль при формировании нового правительства.
Самые вероятные события связаны с формированием новой коалиции демократов с МНП либо с уже проверенной МНРП.
Не стоит забывать, что в Хурале есть три независимых депутата и два депутата от партии Гражданская воля «Зеленые». Исход голосования может решить всего несколько голосов за того или иного кандидата.
Не менее важную роль играет позиция действующего президента, согласно Конституции Монголии кандидатуру на пост премьер-министра может принять или отклонить президент. Элбэгдорж на протяжении своего второго срока президентства последовательно отстаивал идею закона о запрете на замещение должностей депутата и министра одним и тем же человеком. То есть дело в том, что в Монголии одному и тому же человеку можно быть депутатом Хурала и министром.
Из недавно ушедшего в отставку правительства Алтанхуяга все министры, за исключением двух, были действующими членами Хурала. По сути, тем самым нарушается один из принципов демократии - «разделение властей», но монгольская Конституция этого не запрещает на данный момент. А вот Элбэгдорж эту идею отстаивает и во многом по этому вопросу у него был конфликт с предыдущим премьер-министром. И не исключено, что будущий премьер-министр также может вступить в конфликт по этому вопросу с президентом, поэтому для Элбэгдоржа будет важна позиция потенциального премьера по этому вопросу.
Мы должны понимать, что в Монголии есть реальная конкуренция на выборах между партиями, между кандидатами в президенты, но в период между выборов деятельность политиков со стороны общества слабо контролируется. Политики по сути не несут персональной ответственности за принимаемые решения, так как их судьба зависит не от того, эффективно ли они выполнят поставленные задачи, а от взаимодействия внутри фракции или партии.
- А как тогда действуют кандидаты и партии во время выборов?
- В этот период каждый политик старается понравиться своему избирателю. И самое проверенное средство - популизм. Последние избирательные кампании в 2008 и 2012 годах отмечены попытками «заигрывания» с массами, избирателями, в том числе используя инструменты электоральной коррупции. В период выборов 2008 года в парламент обе ведущие партии (МНРП и демократы) обещали своим избирателям раздачу денег в размере 1,5 млн. тугров на человека в случае с МНРП, и 1 млн. тугров в случае с ДП.
Основным источником этих раздач, по словам политиков, должны были стать доходы с горнорудной отрасли, которая на тот момент переживала бум.
Подобная ситуация сложилась накануне выборов 2012 года в парламент, когда правящая коалиция во главе с премьер–министром Батболдом незадолго до выборов начала, как они говорили, исполнять обещания и раздавать деньги населению на руки от доходов, полученных от горнорудной отрасли, в первую очередь от угольной промышленности. К сожалению, население Монголии не всегда может разобраться, насколько обещания реальны, и отдает голоса. Деньги были розданы, это подхлестнуло инфляцию и привело к тем экономическим проблемам, которые Монголия сейчас испытывает.
Можно сказать, что по сравнению с первыми выборами 90-х годов наблюдается разочарование в системе выборов. Это выражается в падении явки на выборы. Еще одним видом разочарования является желание избирателей появления новой силы, не связанной с МНП или ДП, которая могла бы представлять реальные интересы народа, не была бы связана с крупными бизнес-структурами, влиятельными фракциями, и соответственно дать альтернативу существующим политическим силам.
Появится такая сила или нет, сказать сложно. Попытки позиционировать себя как третья сила была у политика Энхбаяра, партия которого на последних выборах шла как независимая и получила ряд мест в парламенте. Но последующие годы их деятельность в составе правительства показала, что они мало чем отличаются от традиционных партий, они играют в те же игры, в те же фракционные моменты, поэтому очень сложно сейчас говорить о реально третьей силе.
- При сложившихся обстоятельствах, что нам ожидать от смены руководства страны?
- Когда одна из партий или коалиция получает большинство на выборах, они начинают почти полностью убирать административный аппарат. Речь идет не только о высших чинах, что, в общем-то логично, а о среднем или даже низшем уровне исполнительной власти. То есть люди, являющиеся неплохими специалистами, но не связанные с какой-либо партией, лишаются своих мест. Это сказывается как на эффективности работы, так и на преемственности тех обязательств, которая Монголия брала при предыдущем правительстве, в том числе на международных обязательствах.
Мы неоднократно сталкивались с проблемой, когда подписанные договоры с Монголией по разным причинам не исполнялись, и одна из этих причин - крайне низкая эффективность преемственности между новыми и старыми политическими силами. Это ставит в тупик международных партнеров, сказывается на имидже Монголии, на ее инвестиционном климате.
- Так все-таки Монголия будет придерживаться намеченного курса с Россией?
- На уровне деклараций все будет присутствовать, как будет реализовываться - другой вопрос. Фракционную борьбу никто не отменял, фракции никуда не денутся. Не важно, кто будет премьер-министром, вопрос будет стоять, насколько лидер фракции сумеет абстрагироваться от личных внутрифракционных интересов, и прийти к компромиссу на более широком уровне, руководствуясь интересами государства Монголии, а не интересами узких групп.
- Скажите, какие основные перспективы есть между нашими странами?
- Сейчас по итогам визита Путина в Монголию климат в отношениях улучшился. Введение безвизового режима очень важно и должно стать первым шагом в дальнейшей интенсификации отношений. Безвизовый режим сам по себе не сможет переломить макроэкономическую ситуацию, он может дать хороший импульс для развития туризма, приграничной торговли, но макроэкономика должна двигаться более крупными проектами, например, должны реализовываться проекты по разработке полезных ископаемых, транспортной инфраструктуры. Важнейшее соглашение по итогам визита Путина - соглашение о модернизации железной дороги, о строительстве параллельной ветки, соединяющей северную и южную границы Монголии и превращающей территорию Монголии в транзитный коридор для товаров и услуг между Россией и Китаем. На данный момент, по моему мнению, это самый важный ресурс, которая может использовать Россия и Монголия во взаимных отношениях, то, что может интенсифицировать макроэкономические показатели.
- Каким образом будут сформированы министерства и ведомства Монголии?
- Даже назначив премьер-министра, вопросы на этом не закончатся, потому что не премьер будет формировать кабинет министров. Он будет только получать предложения от парламентских партий. Каждая партия, каждая фракция будет лоббировать своих кандидатов. На тот или иной пост будут выдвигаться люди разных группировок и не факт, что между собой они смогут слаженно, эффективно работать.
Какую форму примет новое правительство, говорить очень сложно, потому что это будет результатом договоренностей между партиями и фракциями.
Хочется отметить, что в Монголии становится популярной идея изменения Конституции в пользу введения президентской формы правления. Вопрос об отсутствии персональной ответственности очень актуально стоит перед Монголией. Многие публицисты, общественные деятели, граждане Монголии высказываются, что лучше пусть один человек будет ответственным за многие решения, чем 76, между которыми ответственность растворяется.