С 2009 года объём средств, выделяемых на эти цели, уменьшился почти в три раза – с 53,5 до 19 млн. рублей. Пять лет назад задание на выпуск продукции, которое устанавливается Москвой, составляло около 1 миллиарда личинок и примерно 11 млн. экземпляров молоди. Собственно, это и позволяло поддерживать омулёвую популяцию на некоем приемлемом уровне. Сегодня госзаказ предполагает выпуск только 5,83 млн. мальков.
Между тем, омулёвые стада в Байкале редеют. Так, за последние 50 лет общая численность рыбы в основных воспроизводящих реках – Баргузине, Селенге и Верхней Ангаре – колебалась от 2 до 7 млн. экземпляров. Максимальный показатель за весь период наблюдений – 7,6 млн. экземпляров – был зафиксирован в 2003 году, а вот в 2013-м он достиг критически низкой отметки. На нерест во все реки зашло лишь 2 млн. воспроизводителей. Это примерно в два раза меньше среднемноголетнего значения за весь период наблюдений.
Большие опасения вызывает и снижение нерестового стада в Верхней Ангаре: на него приходится почти 50% всего прибрежного омуля, вылавливаемого в Байкале. В 2013 году минимальный заход был отмечен и на других основных нерестовых реках.
В ОАО «Востсибрыбцентр», которое занимается воспроизводством омуля, отмечают: чтобы обеспечить стабильную работу байкальских рыбоводных заводов в будущем требуется не менее 65 млн. рублей. Сегодня же эта цифра едва достигает 33 млн, дополнительная потребность в средствах федерального бюджета в 2014 году составляет 24,98 млн. рублей. Финансирование искусственного воспроизводства, проведение конкурсов можно было бы передать в ведение Бурятии. Вот и на этот раз руководство «Востсибрыбцентра» попросило поддержки у республики. Но власти лишь разводят руками: рады бы помочь, да закон не позволяет.
Ситуацию, сложившуюся на предприятии, глава Бурятии Вячеслав Наговицын прокомментировал в ходе рабочей поездки в Кабанский район 27 ноября.
- Содержание полного рыборазведения в объёме 50 миллионов рублей не представляет какой-то сложности для республиканского бюджета. Это не те деньги, о которых надо говорить, – отметил Вячеслав Наговицын. – Беда заключается в том, что озеро Байкал является федеральной собственностью, причём к нему примыкают ещё два субъекта. И любая наша попытка «вкачать» деньги в это предприятие будет расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств. Это будет грубое финансовое нарушение. Поэтому мы не можем вот таким простым, казалось бы, образом решить вопрос – забрать их на себя и начать работать по рыборазведению.
Как сообщил глава, по этому вопросу подано обращение к председателю правительства.
- Есть соответствующее поручение, которое находится на контроле. Считаю, наша задача сейчас – добиться выполнения этого поручения, не мучить руководителей министерства какими-то новыми обращениями, а просто отследить прохождение этого документа, чтобы оно было исполнено до конца. И тогда этот вопрос будет решён, - отметил Вячеслав Наговицын.
По мнению главы, федеральные власти недооценивают ситуацию.
- На мой взгляд, многие люди, которые сегодня находятся на уровне федерации, просто не понимают, о чём идёт речь, для чего Бурятия просит добавить всего лишь 30 млн. рублей, – подчеркнул Вячеслав Наговицын. – Сегодня агентству по водным ресурсам выдают 180 млн. рублей. А агентство, пропорционально всем недодавая, разделило. И то же самое получилось по Байкалу. Нам выделили 19 миллионов. И, конечно, никто не видит, что количество ценной рыбы в Байкале сокращается. Поэтому наша задача – помочь этому заводу, просто в том состоянии, в котором он есть. Кстати, его физическое и моральное состояние не плачевно. Предприятие может работать, единственное – его надо дозагрузить. Мы эту работу продолжим.