Морихиро Ивата. Это имя улан-удэнские поклонники театра давно запомнили и полюбили. За два года работы худруком балетной труппы оперного Морихиро-сан и сам проникся провинциальной столицей Бурятии. Освоился, полюбил и, кажется, понял.
Влюбленный в балет
Напомним, что в Улан-Удэ японская звезда русского балета приехал из Москвы, оставив работу солиста Большого театра, чтобы творить самому. Разумеется, здесь он столкнулся с рядом проблем, начиная с финансового обеспечения культуры и заканчивая системой работы театра в целом.
Его мечта – вернуть в Бурятию культ искусства, изменить отношение людей к театру и поднять уровень культуры. И, похоже, сейчас у него всё для этого есть. Морихиро-сан, влюбленный в русский балет, понимающий бурятские традиции, наделенный от природы японской точностью и дисциплиной, а главное, окруженный единомышленниками, готов действовать.
Воскресенье. Балетный зал оперного театра. Вероника Миронова и Булыт Раднаев репетируют новую постановку «Лунный свет» Морихиро Ивата. Балетмейстер внимательно следит за каждым движением.
- Дыши… Хорошо… Молодцы, - кратко комментирует он плавные движения артистов.
Музыка стихает. Артисты уставшие, но улыбаются – результатом довольны. Пока Морихиро-сан сам уходит репетировать, артисты охотно рассказывают о своем наставнике.
- У него более смысловой балет. Есть много тех, кто ставит просто «гимнастику», он же всегда передает идею. Постановщиков такого масштаба у нас нет, - говорит народная артистка Бурятии Вероника Миронова.
- Он человек дисциплинированный, этого же требует от всех. Требует, чтобы спектакль был спектаклем, в работе с ним проблем нет, - добавляет солист оперного театра Булыт Раднаев.
С первого взгляда на Морихиро Ивата и не подумаешь, что этот человек может быть серьезным и строгим. Улыбчивый, скромный, всегда вежлив и часто шутит. На сцене же он как будто расправляет крылья – просто парит над паркетом и становится каким-то недосягаемым.
Морихиро-сан давно не давал интервью для республиканских изданий, и наш разговор стал для него промежуточным подведением итогов и возможностью поделиться новыми планами.
- Морихиро-сан, вот и два года в Улан-Удэ пролетело. Как вам у нас?
- За эти два года я так сильно полюбил этот город. Мне хочется здесь жить и чем-то быть полезным. Здесь очень много возможностей и можно делать столько прекрасного. Конечно, некоторые моменты не до конца хорошо функционируют, на мой взгляд.
- В интервью федеральным изданиям вы говорили, что в Бурятии, кажется, вы поймете для себя что-то важное. Осознание этого важного уже пришло?
- В любом случае, думаю, я уже другой. За эти два года многое видел. Открылся новый взгляд на вещи. Точнее, я утвердился в правильности ценностей жизни. В этом мире важно не материальное, а духовное. Это святая земля, тут сохранена сильная духовность.
- Как вам живется вдали от семьи? Ваша супруга и дочки в Москве, вы – здесь.
- Есть моменты сложные, да. Недавно, кстати, у нас был юбилей. Оказывается, мы уже 20 лет вместе! (смеется). К сожалению, мы в разных местах. Но мы через скайп поздравили друг друга, подняли бокалы. Она там, а я здесь.
- Ее переезд не планируете?
- Мы начали думать об этом. Раньше она не могла, потому что младшая дочь училась. В этом году она оканчивает школу, и, может, супруга смогла бы приехать сюда. Думаю, она не просто приедет ко мне, она как профессиональная балерина могла бы тоже быть полезной для Бурятии.
- Морихиро-сан, как вы рассчитываете, надолго ли вы в Бурятии?
- Когда я жил в Москве, не думал, сколько там буду жить. Приехал, решал свои задачи, трудился. Здесь то же самое. Были в Улан-Удэ сложные моменты, но друзья поддерживают, Хамбо лама Итигэлов поддерживает. И вот так пролетели два года. А теперь уже артисты балета, зрители начали в меня верить. И я в них верю. Это очень важно.
- Каков сегодня уровень культуры Бурятии? Как активно посещают спектакли?
- На новое всегда хорошо ходят. А вот на старое нет. Говорят: я это уже видел. Вот это на данный момент уровень культуры Бурятии. Разве когда вы один раз посмотрите картину, кино или послушаете песню, больше не слушаете? Каждый раз ты смотришь по-новому, что-то новое понимаешь, наслаждаешься искусством.
- С чем конкретно вам приходится бороться, прежде всего, в каждодневной работе в Бурятии?
- Разные моменты. Это не одна какая-то большая причина. Есть много мелких деталей. И их надо параллельно решать. Знаете, что интересно, я в конце прошлого года думал над этим. Есть финансовые, организационные сложности, общая система театра, труппы балета и всей культуры. И думал: да, это сложно. А потом пришел к мысли: я не прав. Проблемы есть, но мне, прежде всего, надо жить творчеством. Мне надо так работать и создать такое бесспорное искусство, чтобы финансы сами пришли, система сама поменялась. Первый шаг мой к этому будет 12 декабря. Мы открываем Культурный фонд Морихиро Ивата.
- Что собой представляет Культурный фонд? Это организация от театра оперы и балета?
- Нет, это совершенно отдельная организация. Я ее создатель и учредитель.
Работа фонда расписана на долгое время – это четыре больших проекта совместно с театром оперы и балета, и не только. Все помогают реализовать мое творчество, за это я очень всем благодарен. 12 декабря в театре будет открытие фонда. Пройдет большой концерт, выступят Галина Шойдагбаева, Ольга Жигмитова, театр «Байкал», приезжают из Москвы мои друзья. И так как я японец, начнем знакомиться с иайдо – искусством использования японского меча. По иайдо у меня есть черный пояс, второй дан. Мои друзья из Японии покажут японскую чайную церемонию, это тоже интересный процесс.
Институт Хамбо ламы Итигэлова развернет выставку «Феномен Хамбо ламы Итигэлова», где будет показан путь паломников по святым местам, связанным с жизнью и деятельностью великого сына Бурятии и России XII пандито Хамбо ламы Итигэлова. Представим картины из серии «Флорентийская мозаика» известного бурятского художника Юрия Мандаганова. То есть будет не концерт, а более широкое представление.
- Вы говорите об изменении общей культуры населения города. Но разве не связаны тесно культура и экономика? Если у человека, грубо говоря, не хватает на хлеб, может ли он позволить себе выход в театр?
- Искусство и культура очень нуждаются в поддержке. Когда нечего кушать, когда все плохо, знаете, кто самый первый умирает? Тот, кто потерял надежду. Люди, понимающие искусство, умеющие радоваться солнцу, у которых есть понятие прекрасного, будут долго жить. Поэтому в таком ключе параллельно идут надежда, культура, искусство. Все это спасет человечество. Я в этом уверен.
- Что бы вы хотели сказать нашим читателям в преддверии открытия Культурного фонда?
- Что сказать, я ведь не занимаюсь какой-то воспитательной работой (улыбается). Мы хотим знакомить жителей Улан-Удэ с очень интересными вещами. Приходите 12 декабря в театр оперы и балеты, вас ждет хороший концерт и незабываемая встреча с японской и буддийской культурой. Начало выставки в 17.00, она будет действовать только один день.
Фото предоставлено М. Ивата