Человек года 2014
6976

Многодетная мама из Улан-Удэ: «Смысл жизни – дать потомство и вырастить их достойными людьми»

Долгор Самбуевна Ильюнова, одна поднявшая на ноги трех родных детей, сумела помочь двум приемным больным детям перебороть не только болезнь, но и недоверие к жестокому взрослому миру

Фото автора

Врачу в детдоме вдвойне тяжелее. Особенно когда больной малыш привязывается так, что надрывно кричит, когда ты выходишь из комнаты. Педиатр детдома «Аистенок» не выдержала и усыновила мальчика с диагнозом «ДЦП». Через год привезли девочку с такой же болезнью, но в более запущенной форме. Врач удочерила и ее.

О том, насколько беспрецедентен такой случай, говорит одна цифра. Всего в двух семьях в России на сегодня живут два приемных ребенка-инвалида. Одна из них - в Улан-Удэ. При этом многодетной маме Долгор Ильюновой 68 лет. Узнав историю ее жизни, трудно проглотить комок в горле. Но сама она сдерживает слезы, потому что не привыкла вызывать жалость.

Рано овдовела

Детство, юность, студенчество в Читинском мединституте, замужество, трое детей. Все было бы как у обычных людей. Но ставить на ноги сына и двух дочек ей пришлось фактически одной. Мужа не стало, когда ей было 32 года.

- Получилось так, что он заступился за человека... и его убили, - кратко и неохотно погружается в тяжелые воспоминания Долгор Ильюнова.

Потеря мужа пришлась на трудные 90-е годы, когда врачам подолгу не давали зарплату. Чтобы прокормить троих детей, Долгор Самбуевне пришлось оставить работу в поликлинике и, как миллионы российских женщин, ездить «челноком» в Китай.

- А что делать? С дочерью варили обеды и шли продавать на Элеватор. Хоть как-то, но кормились. Так два года на рынке простояла, – кратко рассказывает она о трудных годах.

Многие родители даже в полных семьях жалуются, что их дети, предоставленные самим себе, отбиваются от рук. Что говорить о разведенных или одиноких матерях. Наша героиня, чтобы воспитать в детях характер, моральные ценности и занять их свободное время, отдала детей в спорт. Целеустремленные и способные ребятишки смогли достичь отличных результатов.

- Все высшее образование получили, все трое мастера спорта России по стрельбе из лука. Хорошие дети, все уже взрослые, кто где, - с гордостью говорит Долгор Самбуевна.

При первой же возможности она вернулась в медицину. Когда начала подрабатывать в доме ребенка «Аистенок», увидела проблемы, по сравнению с которыми меркнут многие взрослые жалобы. Большинство из нас только смутно представляет себе, что такое детдом изнутри. Усыновлять оттуда стараются здоровых и симпатичных детей. Но тот, кто хоть раз увидит самых маленьких сирот и брошенных малышей, не сможет сдержать слез. Вместо теплой материнской груди у таких грудничков бутылочка с соской. Нянечки и медперсонал физически не успевают приласкать каждого. Нас поразило, как испуганно шарахались эти детишки от телеоператора. Оказалось, они никогда не видели мужчин. И это здоровые дети, что говорить о больных.

«Ни с кем не советовалась»

- Человеческие несчастья бывают разные. Потеря близких, родных, болезни - это случается со всеми. Но беда из бед – это ситуация больного ребенка, да еще брошенного, - считает женщина.

В обычных семьях обычные малыши боятся людей в белых халатах, особенно после уколов. В детдоме даже профессиональная врачебная забота воспринимается ребенком теплой лаской. Маленький Илюша с детским церебральным параличом с первых дней настолько привязался к женщине в белом халате, что кричал, едва педиатр выходила из его комнаты. Сердце Долгор Самбуевны дрогнуло.

- Пожалела – взяла. Он тогда даже не ползал, только сидел. Было непонятно, будет ли видеть, - рассказывает она.

И все же врач решилась, даже ни с кем не советовалась. Понимала, что и ответственность целиком ляжет на нее одну. Так, в 2004 году у Долгор Самбуевны появился первый приемный сын. В дацане ему дали новое имя, так Илья стал Алдаром. Новая мама вложила в него столько труда и веры, что к четырем годам мальчик начал ходить, проблем со зрением сейчас у него нет. К тому же через год после усыновления Алдара в семье Ильюновых появилась Аюна (имя также изменили). Ее привезли в дом ребенка в 2005 году с таким же заболеванием, но в более запущенной форме.

- Но я смотрю – с умом-то в порядке. Хотела взять к себе, поставить на ноги и отдать родным, но не сложилось, - признается наша героиня.

И у Алдара, и у Аюны биологические матери живы, находятся в Улан-Удэ.

- Люди там другие. Все люди разные – ничего не сделаешь, я никого не осуждаю, - без тени упрека говорит Долгор Самбуевна.

А ведь ей в это время пришлось перенести самый жестокий удар, который только может преподнести жизнь родителю.

Еще одна потеря

Старшая дочь, Дарима, становилась призером Кубка Европы, участвовала в молодежной программе Олимпийских игр в Атланте в 1996 году. К тому же выучилась на специалиста по финансам, дополнительное образование получила в европейском университете. Яркую спортивную и умную девушку пригласили работать в Канаду в большую международную компанию. В это время Долгор Самбуевна уже взяла в семью первого приемного малыша с ДЦП.

- Она хотела привезти нас к себе, лечить Алдара там, но не успела... не повезло нам, - вздыхает Долгор Ильюнова.

В Канаде Дарима заболела, врачи поставили диагноз – рак. Болезнь оказалась неизлечимой, спасти девушку не удалось. Последние три месяца жизни дочери Долгор Самбуевна провела с ней в Канаде.

Первые места в олимпиадах

В 2009 году Долгор Самбуевна вышла на пенсию и теперь все свое время посвящает Алдару и Аюне. Каждый день тренировки на тренажерах, занятия по учебе, а еще нужно вести хозяйство. На свои 68 лет женщина не выглядит. На комплименты она улыбается: «Так, конечно, попробуй, покрутись-ка с ними!».

Пять дней в неделю к детям приходят учителя из школы №60. Аюна и Алдар одногодки. Сейчас им по 13 лет, вместе учатся в 7-м классе. Алдар самостоятельно ходит, даже бегает, Аюна пока передвигается с помощью опоры, зато девочка поражает всех математическими способностями.

- Они оба участвуют в разных дистанционных российских олимпиадах и занимают первые места. Вот вы их сами спросите, все расскажут и все свои грамоты покажут! – с гордостью улыбается Долгор Самбуевна.

С ее детьми действительно приятно общаться. Алдар обстоятельно и охотно рассказывает о своих успехах в учебе и делится своими планами, он мечтает стать преподавателем начальных классов.

- Мне нравится писать. Любимый писатель у меня есть, конечно! У кого его нет? - серьезно отвечает он на мои вопросы. – Когда вырасту, буду жить отдельно, но я обязательно вернусь сюда, к маме.

Аюна - улыбчивая и открытая девочка, уже знает наизусть много буддийских мантр, мечтает стать врачом тибетской медицины. Еще одно отличие от сверстниц - Аюна в свои 13 лет прекрасно понимает все перипетии своего жизненного пути.

- К маме я попала в 2005 году. А когда мне было почти 8, мама меня отдала к родным. Там я прожила 9 месяцев, и потом они вернули меня маме. Так я здесь и живу, тут интереснее. Мама добрая, умная, в трудную минуту всегда поддержит, - спокойно объясняет девочка.

«Другого смысла жизни я не вижу»

Долгор Самбуевна невольно вслух задумывается о будущем уже давно ставших родными детей.

- Мне почти 70 лет... Сейчас хочу найти им хорошую молодую семью. Таких ведь немало на самом деле, кто хочет взять ребенка. Этим детям все равно нужен в жизни друг, нужен тыл. Что же они на меня будут смотреть? Им жить надо, - с грустью рассуждает Долгор Ильюнова.

Отдавшая больше сорока лет медицине, она скромно называет себя «медик по призванию». И только знающие об этой уникальной семье, не задумываясь назовут Долгор Самбуевну «мамой по призванию».

- О смысле жизни начала задумываться как-то очень рано. Видимо, из-за того, что по работе приходилось много чего видеть – объясняет Долгор Самбуевна. – И сейчас понимаю, что все правильно делала. Смысл жизни для женщины – дать потомство и вырастить их достойными людьми. Все. Другого смысла я не вижу.

Автор: Ирина Нимацыренова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях