Общество
9246

В Бурятии вышло продолжение книги о юности Чингисхана

Вышло в свет долгожданное продолжение романа «Тэмуджин». Отметим сразу, не разочаровало

При чтении вновь возникает почти суеверное ощущение достоверности, погружения в эпоху. Словно автор жил в то время сам и как шаман высшего посвящения перенес читателя в прошлое. Лучшего подарка для досуга на долгие праздники не найти.

Алексей Гатапов как автор в представлении не нуждается. В своем романе «Тэмуджин» он так искусно сплавил легенды о юности Чингисхана и реальные события из его жизни, что книга  стала настоящей кладезью, сокровищницей знаний о прошлом монголов. Гатапов погружает читателя в эпоху юного Чингисхана так, как будто он побывал там, сам был участником похода на меркитов. С  такой художественной убедительностью описать картины войн, охоты, передвижений кочевий под силу только мастеру. «Тэмуджин»  относится к тем редким книгам, от которых невозможно оторваться. Поэтому в первый раз этот роман читается жадным «залпом», запоем, почти с физическим наслаждением.  Продолжение романа «Тэмуджин» все так же пронизано степным ветром, бьющим в лиц при скачке, пропитано дымом костра, запахом трав под тающим снегом.

Потом сразу хочется вернуться в книгу, и не спеша, смакуя каждое слово, вновь совершить увлекательный полет в прошлое. Уж очень захватывающий, динамичный по сюжету, стройный, четкий по композиции роман.

Естественно, что историческое произведение не привлечет читателя, если писатель просто изложит то, что происходило в детстве и юности реального Тэмуджина. Более того, масштаб такой исторической личности как Чингисхан должен был бы «напугать»  и менее смелого автора чем Гатапов. Но он счастливо сумел избежать того, чем страдают многие российские и зарубежные писатели, решившиеся писать о Чингисхане.  При самом хорошем слоге и сюжете, они часто раздражают неправдоподобностью. Она проистекает от незнания деталей кочевого быта, непонимания сути древних обычаев.

Бурятский же писатель сумел так слить факты и художественный вымысел, так усилить впечатление придуманными характерами, что его роман производит впечатление реально происходивших событий. При всей «историчности» своего романа Алексей Гатапов сумел найти хорошие, почти детективные сюжеты в рамках общеизвестных фактов о становлении Чингисхана. Например, если в первых двух книгах подробно описано выживание брошенной всеми семьи Есугея, то в продолжении убедительно, хоть и неожиданно объясняется роль Джамухи и могущественного хана кэрэитов Тогорила. Пером писателя воссоздаются черты многих вождей племен, отдельных людей, будущих полководцев.

- C завтрашнего дня ты каждый день будешь бороться с Хасаром. Ничего, что он на год старше тебя, если будешь стараться, может быть, когда-нибудь и повалишь его, но не это главное. Главное, в том, что ты привыкнешь бороться с тем, кто сильнее тебя и тогда избавишься от боязни, – поучает Тэмуджин Бэлгутэя, которого гнобит Хасар.

Вовлекаемые в водоворот истории, они страдают и мечутся и поисках выхода из трудных обстоятельств, проходят испытания судьбой даже в немыслимо трудных жизненных ситуациях.

Лучший подарок для подростка

Настоящим открытием для современного молодого читателя станет то, что герой Гатапова не достиг еще 13 лет. Сначала, это шокирует и кажется невероятным. Ведь по современным меркам, это еще ребенок, подросток. Его эмоциональностью еще можно объяснить убийство брата, безрассудную смелость, но женитьбу и власть над племенем. А межу тем, еще не так давно, в начале двадцатого века, мерки взросления были такими же. Малоизвестный факт – писателя Цокто Номтоева, при рождении лишенного матери, усыновил старший брат. Которому на тот момент, было, между прочим 14 лет! И он сумел не только выходить новорожденного, но и воспитать так, что позавидуют многие полные семьи. Кому-то при чтении «Тэмуджина» вспомнится Гайдар, в 14 лет командовавший полком.

Зато эта удивительная деталь – юный возраст героя книги, заставляет понять – невозможно судить о прошлом по меркам современности. Тэмуджин как человек своего времени следует принятым нормам, традициям своего времени. И находит в себе силы ломать то, что мешает развиваться. Особенно тяжело дается окружающим ломка привычной  схемы, когда власть достается не самым умным и честным, а природным нойонам по наследству.

- Вся беда от глупых и подлых людей. От них страдают ни в чем не повинные соплеменники. Поэтому  в своем улусе я без разговоров буду удалять глупых и подлых, и буду возвышать умных  и честных. Это я вам говорю заранее и открыто, чтобы вы все знали, что я за человек и чего от меня ждать. Кто не согласен со мной, тот пусть сразу признается в этом и уходит с места тысячника, сотника и десятника, пусть живет своим айлом, я никого не буду притеснять.

Рожденные в СССР знакомились с Древним Египтом через роман Болеслава Пруса «Фараон». Так почему бы и современным русскоязычным читателям не  начинать знакомство с нашими предками через роман «Тэмуджин». Он не менее насыщен историческими, религиозными, культурными, этнографическими сведениями чем «Собор Парижской богоматери» Гюго, содержит больше интересной информации энциклопедического характера по монгольскому миру, чем конъюнктурная трилогия Яна. Ирония истории усматривается в том, что писатель монгольского происхождения написал роман о Тэмуджине на русском языке и потом отдал для перевода на язык Чингисхана.

Поэтому, роман Гатапова можно и даже нужно рекомендовать для чтения нынешним подросткам. После этой книги они точно будут знать, где и как вокруг Байкала жили кочевые племена, чем отличается легкая стрела для дальнего боя от  той, что применяется на охоте… Можно списывать вашим детям для школьных работ по истории эпизоды из того века и характер кочевников. Любители исторических сериалов поймут, что в литературном, исторически-познавательном, философском, каком угодно смысле эта книга намного более значительное произведение, чем любой самый подробный исторический сериал. Даже лучший из ныне существующих сериалов о Чингисхане производства Китая. Именно после него, многие школьники ринулись читать  книги о знаменитом полководце.

Ничего не изменилось

Все готовы убить друг друга из-за пустяка, богатых захлестывает жадность и жажда власти любой ценой. Сильные отнимают у слабых имущество, иногда вместе с жизнью. И вроде бы говорят все на одном языке, верят одним богам и даже имеют общих предков, а восхваляются друг перед другом, кичатся происхождением. И нет человека, способного положить этому конец, нет лидера у народа.

Знакомая картина? В романе «Тэмуджин» те же проблемы. Автор вроде бы осмысливает политические моменты, моральное состояние общества в ту эпоху. А невольно при чтении возникают ассоциации с современным состоянием бурятского народа, катастрофически теряющего язык, а вместе с ним традиции и дух. Возможно, что не случайно в последние годы в Бурятии наблюдается такой подъем исторической прозы. В советские годы исторические произведения, это не секрет, неизбежно носили печать конъюнктуры. Даже у классиков бурятской литературы, при несомненном признании их таланта.

Дух народа словно загоняли в глубины подсознания, а сейчас он  вырывается через писателей. И вновь, как всегда по окончании книг Гатапова, не терпится узнать продолжение. Такое же чувство сожаления остается, когда завершаешь чтение так и не законченного романа Алексея Толстого «Петр Первый». Роман Алексея Гатапова «Тэмуджин» завершается финалом с открытой перспективой. Это дает надежду на продолжение не только этой книги, но и написание новых. Сейчас нашему народу нужны как воздух такие писатели как Леон Фейхтвангер или Генрих Сенкевич, которые сумели своим творчеством рассказать о великом прошлом своих предков.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях